Коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на канистерапии

В ГБУ ГППЦ ДОгМ, в территориальном отделении «Северное», уже много лет, успешно работают специалисты психологи и их необычные четвероногие коллеги. Метод использования животных в коррекционных занятиях называется анималтерапией и широко известен во всем мире. Метод канистерапии является частным случаем анималтерапии и предполагает использование собаки, как уникального средства для психологической реабилитации и коррекции. Канистерапия (от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение) — разновидность энималтерапии — метод реабилитации абилитации и коррекции, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в психологической, социальной и медицинской реабилитации. Канистерапия как психологический метод способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшает двигательные функции, расширяет программу моторных навыков, усиливает эффективность психологического воздействия на развитие личности ребенка при коррекции нежелательного поведения. Оказывает благотворное воздействие на процессы реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ. Разработаны особые программы реабилитации с применением метода канистерапии ориентированные на нужды слепых и слабовидящих детей, они используются для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира. Независимо от заболевания и степени выраженности особенностей развития ребенка, при контакте с четвероногими друзьями дети учатся быть смелыми, ловкими, общительными и заботливыми, повышается мотивация к обучению и освоению новых навыков. Программа была разработана и активно используется для детей с ОВЗ.

На базе отделения канистерапии – с 2008 года, научно разрабатывается и внедряется в практику, метод анималтерапии, то есть включение в структуру занятия, под руководством кинолога специально обученной, дрессированной собаки в психологическую, коррекционную деятельность.

Занятия проводят сертифицированные по методу канистерапии специалисты психолога-канистерапевты. Все собаки, работающие в ГБУ ГППЦ ДОгМ отделении канистерапии, прошли предварительный отбор по психофизическим данным, получили специальное обучение на базе Учебно Дресссировочного Центра «Сириус», успешно сдали выпускные квалификационные экзамены совместно со своим проводником (хозяином), и получили годовой сертификат как допуск к работе. Сертификат дается на год и потом должен быть подтвержден. Все собаки проходят ветеринарный контроль и имеют ветеринарный паспорт гос. образца принятый на территории РФ.

Занятия по канистерапии доступны и результативны для детей с разным уровнем развития как в группах, так и индивидуально.

Учитывая положительное воздействие животных на процесс реабилитации и коррекции разработка метода включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в плане повышения адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической реабилитации.

Развитие ребёнка, становление его личности невозможно без включения в социум, способности адекватно взаимодействовать в нём. Часто болеющие, высокотревожные дети, а также дети с ограниченными возможностями здоровья (в частности с РДА, синдромом Дауна, ДЦП и другими заболеваниями и состояниями) зачастую лишены не только полноценного контакта со сверстниками, но и круг взрослых, их окружающих, заметно уже, чем у здоровых детей. Дефицит общения, узкий круг контактов являются причиной несформированности коммуникативных навыков, социо-культурных установок.

В процессе занятий, создается особая канистерапевтическая среда, которая во многом, решает данную проблему. Возможность взаимодействия и установления эмоционального контакта с животным не предполагает риска для понижения самооценки и резкого изменения представлений о социальном мире. При этом опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем. Животные всегда воспринимаются человеком как нижестоящие существа, которых люди дрессируют, но при этом любят и заботятся о них. Ребенок, принимая такую статусную роль, обучается соблюдению своих прав и обязанностей во взаимодействии с собакой. Обучение собаки командам предполагает самостоятельную руководящую и организующую деятельность со стороны ребёнка. Развитие функций планирования и контроля неразрывно связано, как с формированием самосознания, так и с личностной зрелостью. В эмоциональном плане общение с собакой в процессе канистерапии исключает возможность негативной оценки с её стороны. Помимо этого, общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже. Во-вторых, здесь в большей степени, чем с людьми возможен тактильный контакт. Прикосновение к собаке даёт возможность довербального выражения эмоционального состояния, что имеет особое значение при работе с детьми, не владеющими речью. Довербальное выражение чувств является «универсальным языком». Не обладая тонкостью и высокой дифференцированностью в своём выражении физический контакт, тем не менее, позволяет вести эмоционально насыщенный диалог, не прибегая к речи. При этом знаки при физическом взаимодействии едины для животного мира. Мягкое и нежное прикосновение является выражением заботы, резкое же и сильное, болезненное – проявлением агрессии. Двигательное выражение чувств, не в меньшей степени, чем эмоциональную, затрагивает и двигательную сферу. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем.

Ребёнку с ОВЗ сложно ориентироваться в окружающей среде, упорядоченно вести себя в соответствии с ситуацией. В результате ребёнок может не понимать предъявляемые к нему требования или понимать их искажённо. Взаимодействие с собаками, дрессировка собаки и последующая с ней работа представляет собой конкретные команды и выполнение их собакой. Подобное взаимодействие является чёткой системой, с упорядоченным сочетанием стимулов и реакций, что позволяет ребёнку легче ориентироваться в конкретной ситуации с пониманием её смысла. Взаимодействие с собакой носит насыщенный положительный эмоциональный оттенок, что само по себе оказывает терапевтический эффект, при этом в процессе взаимодействия ребенку, необходимо чётко контролировать своё поведение (отдавая команды) и контролировать поведение собаки, оказывается тем коррекционным компонентом взаимодействия, который подталкивает ребёнка к развитию самоконтроля. взаимодействие с животным в системе сюжетно -ролевой игры позволяет ребёнку удерживаться в социально приемлемых рамках поведения, за счёт конкретности и чёткости системы взаимодействия.

Основные задачи коррекции и реабилитации для детей посещающих занятия с использованием метода канистерапии:

1) Компенсация основного дефекта

2) Развитие способностей к взаимодействию с окружающими

3) Формирование положительного эмоционального фона

4) Развитие навыков планирования и контроля

5) Развитие общей и мелкой моторики

6) Стимулирование познавательной и творческой активности

7) Создание благоприятных условий для развития.

8) Развитие игровых навыков

Противопоказания к посещению занятий с использованием метода канистерапии.

1. Аллергические реакции на собак.

2. Наличие галлюцинаций, бредовых идей.

3. Наличие неконтролируемых эпилептических припадков, судороги.

4. Наличие соматического заболевания с повышенной температурой тела.

Относительные противопоказания к посещению занятий с использованием метода канистерапии.

Длительные, хронические заболевания, приводящие к снижению иммунитета, онкологические заболевания в стадии ремиссии, вич инфекции, гепатит В, гепатит С и другие .. (необходима справка от лечащего врача с разрешением посещения занятий с использованием метода канистерапии).

Механизм и условия реализации программы. В зависимости от актуального уровня развития, реализация программы может варьироваться по временным рамкам. Занятия могут проходить как в помещении, так и на улице при специально организованном пространстве.

Особенности метода канис-терапии:

1. Широта применения. Возможность применения в работе с широким спектром нарушений, различающихся как по форме, так и по тяжести проявлений. Метод канис-терапии может применяться даже в процессе работы с очень тяжёлыми детьми, устойчивыми к большинству других коррекционно-развивающих техник.

2. Системность терапевтического воздействия. Повышение адаптационных возможностей ребёнка является результатом развития всей совокупности психических процессов и навыков, расширения возможностей внешней и внутренней деятельности.

3. Эклектичность. Возможность сочетания или включения в процесс канис-терапии иных коррекционно-развивающих методик и психотерапевтических техник.

4. Гибкость. Метод канис-терапии обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и регулирование интенсивности воздействий с учётом состояния на данный момент времени.

5. Высокая эмоциональная насыщенность занятий.Взаимодействие ребёнка с собаками носит яркую эмоциональную окраску.

6. Игровая форма занятий. Обеспечивает легкость принятия ребёнком канис-терапевтической среды и снижает интенсивность фрустрирующих воздействий.