Номинальные счета

В связи с многочисленными обращениями публикуем официальную позицию МГАРДИ по поводу требований ПФ об открытии номинального счета кровными родителями и усыновителями.
Уведомление отделений Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области о необходимости открытия номинального счета на имя ребенка для выплаты пенсии, назначенной ребенку, не может являться законным по следующим основаниям:
1. П. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ распространяет свое действие только на опекунов и попечителей. Никаких изъятий и исключений не содержит. В силу требований ч. 1 ст. 145 СК РФ опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Согласно ч. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, лишении судом родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов. Юридически нельзя применить аналогию закона, и распространить действие нормы ч. 1 ст. 37 ГК РФ на законных представителей в связи с тем, что распоряжение родителями имуществом ребенка урегулировано п. 2 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, где указано, что суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. До решения суда о лишении или ограничении родителей в правах действует презумпция добросовестности действий родителей в отношении ребенка.
2. Ст. 860.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в данной ситуации говорит о том, что права на денежные средства, поступающие на номинальный счет, в том числе в результате их внесения владельцем счета, принадлежат бенефициару. Однако это прямо противоречит как п. 2 ст. 60 Семейного кодекса РФ, так и ст. 28 ГК РФ, ограничивающих дееспособность лица, не достигшего 18-летнего возраста.
3. В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными вышеуказанным федеральным законом и которая предоставляется в том числе нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Пенсии и пособия законодателем не относимы к имуществу ребенка, на которое распространяется действие ч. 3 ст. 60 СК РФ, предусматривающая распространение на родителей правил, установленных для опекунов (статья 37 ГК РФ). В связи с этим родители вправе получать от источника выплаты пенсии и пособия, причитающиеся их ребенку без предварительного разрешения органов опеки и попечительства, какими бы выплатными предприятиями они не выплачивались. Кроме того, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ограничивает выдачу разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении имущества подопечных исключительно опекунами и попечителями.
4. В перечне документов, предоставляемых для назначения пенсии, регламентированный ФЗ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не указаны документы, свидетельствующие об открытии номинального счета.
5. Отказ родителя в открытии номинального счета не предусмотрен перечнем оснований для прекращения выплаты пенсии, указанным в ст. 21 ФЗ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и не может являться основанием для прекращения выплаты пенсии ребенку-инвалиду.
6. Родитель сам вправе определять способ получения пенсии, на основании п.5 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и п. 18 ст. 21 ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
7. Отделения пенсионного фонда РФ не являются ни законодательным органом, ни органом, наделенным компетенцией действовать вразрез с законом. Незаконные требования об открытии и предоставлении сведений об открытии номинального счета создают препятствия в получении социального обеспечения ребенком-инвалидом, предоставленным ст. 39 Конституции РФ. Нарушаются также права родителя и законного представителя ребенка, предоставленные ст. 64 СК РФ
8. Требование отделений пенсионного фонда РФ к законным представителям детей-инвалидов об открытии номинального счета вызывает вопросы в части навязывания использования конкретного банковского продукта, что подразумевает дополнительные затраты родителей на ведение счета и дополнительные услуги, и привлечение в банк дополнительной прибыли. Номинальный счет не может быть отражен в онлайн-системе банка, к нему невозможно привязать банковскую карту, снять деньги со счета за пределами г. Москвы. Что существенно ограничивает родителей в пользовании денежными средствами.
Таким образом, открытие номинальных счетов должно осуществляться на добровольной основе. Требование об открытии номинального счета повлечет за собой нарушение прав детей-инвалидов на получение пенсий и иных социальных выплат.