Разговор о пубертате

Автор: Марьина Н.Е.

Пубертат, пубертатный период – это половое созревание — процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Несмотря на значительные индивидуальные колебания, пубертат у нормотипичных девочек в среднем начинается в возрасте 12-13 лет, у мальчиков — 13-14 лет.
Так как расстройства аутистического спектра сопровождаются нестандартным психическим развитием, время вхождения в пубертат у детей с РАС может быть как ранним – с 9-10 лет, так и поздним – после 14 лет. Все зависит от физического состояния ребёнка. Чем крупнее и развитее физически ребёнок, тем раньше может начаться пубертат, и тем больше внимания должны уделить этому процессу родители. Половое созревание запускается с помощью сигналов из головного мозга к половым железам. В ответ на эти сигналы половые железы вырабатывают различные гормоны, стимулирующие рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи и репродуктивных органов. Самым первым признаком пубертата является появление вторичных половых признаков у детей. У мальчиков это: увеличение яичек и рост пениса, появление волос в паху, подмышечной области, на лице, ломка голоса. У девочек — сначала припухлость (иногда болезненная) а потом и рост груди, также появление волос в паху, подмышечной области, менструации. Но это как раз крайний срок для разговора о пубертате с ребёнком. Наблюдается прямая связь: мозг – половые железы. Развитие мозга приводит к развитию половых желёз, что в свою очередь даёт толчок к следующему этапу развития мозга.
С изменением гормонального фона меняется и поведение. Для детей в спектре характерно «размытое» психологическое состояние. Часто и нормотипичные подростки не могут понять и объяснить, что с ними происходит. Родителям очень важно самим следить за психологическим состоянием и поведением детей. Если стала наблюдаться беспричинная смена настроения, необоснованные вспышки гнева, раздражительность – это показатель вхождения в стадию пубертата. Для молодых людей и девушек с расстройствами аутистического спектра очень важно понять, что эмоции, которые они испытывают, естественный спутник взросления. Многие взрослые считают, что плохое настроение — неизменный спутник пубертатного периода. Многим даже кажется что депрессия — обязательная часть периода взросления. Это ошибка. Депрессия, отличается от обычных для подростков перепадов настроения. Для человека в депрессии характерна заниженная самооценка, он чувствует себя никому не нужным, не испытывает интереса к тому, что раньше доставляло ему радость. Кроме того, у подростков с расстройствами аутистического спектра депрессия может сопровождаться нарушениями сна и приема пищи, чрезмерной возбудимостью, или наоборот, уходом в себя, иными словами, поведением, которое не было ранее характерным. Подросток в период полового созревания не должен находиться в депрессии, и если Вы заметили какие-то признаки этого состояния, это должно быть сигналом, что следует обсудить проблему со специалистом, который работает с ребенком.
Все родители детей с особенностями развития так или иначе проходят пять стадий: стадии неприятия (отрицания), агрессии, торга, депрессии, наконец, принятия. Родители в стадии осознания и принятия способны глубже чувствовать психологическое состояние ребенка. Следовательно, легче уловить более частые смены настроения. Порой дети с РАС могут чувствовать все острее своих нормотипичных сверстников, и часто видят все под другим, непривычным углом зрения. Им свойственна повышенная тревожность. Если ребенок Вас не так поймет, то он вполне может переживать в тишине, а Вы ничего не узнаете. Поэтому очень важно не допустить, чтобы он превратно истолковал ваши объяснения.
Если ваш ребенок не владеет речью, и ему трудно дается понимание абстрактных понятий, то темой разговора должно стать не то, почему происходят изменения, а то, как следует реагировать, на появление менструаций у девочек, или эрекции у мальчиков. Девочек следует научить соблюдать гигиенические нормы во время менструаций, а мальчикам объяснить, что мастурбировать можно только в уединении, например у себя в комнате.
Родителям важно заблаговременно подготовиться к разговору с ребёнком. В первую очередь как только Вы заметили, что ребёнок различает мальчиков и девочек, мужчин и женщин – расскажите ему о разнице между полами. Наблюдая за изменениями в окружающих, Ваш ребенок сможет осознать как происходит превращение из ребенка во взрослого. Теперь ему можно рассказать, какие изменения произойдут с его телом, и почему. Подойдите к этому разговору очень внимательно, убедитесь, что ребенок понял, что речь идет о нем, так как далеко не всегда аутисты в состоянии провести параллель между тем, что происходит с окружающими, и событиями в их жизни. Говорите как можно конкретнее, например «когда ты начнешь становиться взрослым, у тебя подмышками тоже вырастут волосы»; изменения, которые будут происходить с его телом, будут характерны только для его пола (то есть у мальчиков грудь не вырастет, а девочкам не стоит бояться, что у них начнет расти борода). Самое главное — честный открытый разговор. Не нужно бояться называть вещи своими именами. Не усложняйте свою речь, не используйте сложных терминов и, особенно, иносказаний. Обязательно скажите, что вы в свое время тоже прошли через эти изменения, и в них нет ничего страшного. Помня о том, что аутисты часто воспринимают слова буквально, расскажите ребенку о том, какие синонимы люди используют для обозначения частей тела, чтобы он точно знал, что если кто-то говорит «буфера», речь идет о женской груди. В противном случае в разговоре со сверстниками он может смутиться и не спросить, что собеседник имел в виду. Недопонимание усугубляет разобщенность среди детей. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы в каждой социальной истории упоминались различные синонимы и расхожие выражения, чтобы ваш ребенок лучше понимал других.
Вам придется использовать и медицинские термины, и непонятные ребенку слова – такие, например, как мастурбация и онанизм. Спокойно объясните простыми словами что они значат. Принимая во внимание, что людям с аутизмом проще воспринимать информацию визуально, о переходном возрасте лучше рассказывать, используя визуальные средства поддержки. Идеальная форма визуальной поддержки — социальные истории. Историю можно подготовить специально для вашего ребенка, или воспользоваться готовой. Наглядные материалы и книги вам очень помогут как в процессе подготовки к разговору, так и в построении беседы. Ребенку можно дать изучить соответствующие материалы.

Уточните, что подросток не должен мастурбировать каждый раз, когда оказывается в одиночестве. Это важно, т.к.были случаи когда подростки с РАС буквально воспринимали полученную информацию и впадали в шок от мысли, что им необходимо каждый раз мастурбировать, оказываясь в одиночестве в туалете.
Родителям важно озвучить ребёнку и свои переживания, и желание помочь ему. Желательно, чтобы вы не нервничали и не боялись. Ребенок должен знать, что именно с Вами он может обсудить эту тему.
Хотя в первую очередь беспокойство родителей вызывает тот факт, что их дети будут трогать себя в общественных местах, ребенку также необходимо объяснить, что до определенных частей тела других людей также нельзя дотрагиваться. И конечно подросток, страдающий аутизмом, должен твердо усвоить, что посторонние люди не должны трогать его в интимных местах без разрешения. Во-первых, нарушения взаимодействия, свойственные лицам с РАС, делают их особенно уязвимыми к риску сексуального насилия. Во-вторых, у аутистов есть общечеловеческое право на информацию об отношениях, браке, родительстве и принятом в обществе сексуальном поведении. Зачастую, недостаток социальных навыков и коммуникативные нарушения лишают людей с РАС возможности получить представления о собственной сексуальности, отношениях и близости в естественной обстановке. Важно заметить, что отсутствие ясных представлений об уместном сексуальном поведении увеличивает вероятность неадекватных сексуальных действий у лиц с РАС. И в-третьих, сексуальное образование людей, страдающих РАС, поощряет развитие навыков личной гигиены, способствует поддержанию здорового образа жизни и служит профилактике нежелательной беременности. Существует как минимум две причины, по которым аутистов можно отнести к группе риска стать жертвой сексуального насилия:
— в силу коммуникативных нарушений они зачастую не способны сообщить о факте сексуального насилия родителям, специалистам или сотрудникам правоохранительных органов;
— они могут не сообщать о сексуальном насилии из-за отсутствия представлений о том, что с ними случилось что-то плохое.
Помимо серьезного эмоционального и физического стресса, вызванного сексуальным насилием, у пострадавшего могут возникнуть проблемы в обучении, поведении и общении. А тот факт, что у преступника есть шансы вообще избежать ареста и наказания, способствует тому, что представители данной группы будут и в дальнейшем все чаще становиться жертвами сексуального насилия.
Помните также, что снимать психофизическое напряжение физическими нагрузками нельзя. В то же время прогулки наоборот способствуют снятию стресса. Старайтесь больше гулять с ребёнком в тихом месте, например, в парке, лесу. Отлично снимает психофизическое напряжение вода. Основная задача родителей научиться смотреть на ребенка как на личность. Ну а особенности – они же есть у всех.