Круглый стол «Социальная и образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательных организациях в Московской области»

24 марта 2018

Второй год подряд Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова инициирует круглый стол по теме образования в регионе с участием представителей исполнительных органов государственной власти и представителей родительских общественных организаций. Предыдущий круглый стол состоялся в Министерстве образования Московской области 30 марта 2017.  За прошедший год решены несколько важных вопросов, в частности отменен приказ о 8 часах для надомников. В этом году организатором круглого стола выступил Комитет по вопросам образования, культуры, и туризма Московской областной Думы, также привлечены эксперты из педагогического сообщества и профильных СОНКО. Что позволило родительской общественности донести своё видение ситуации и до депутатов Московской областной Думы.

Открыл круглый стол и модерировал Олег Александрович Рожнов, председатель Комитета по вопросам образования, культуры, и туризма Московской областной Думы.

Заместитель Министра образования Наталья Николаевна Пантюхина рассказала о состоянии и перспективах. Более 41 тыс. детей с ОВЗ и более 22 тыс. детей-инвалидов получают образовательные услуги. Обучение детей дошкольного возраста, которые имеют нарушения в состоянии здоровья, развития, особые образовательные потребности ведется в 614 детских садах комбинированного вида и 46 специализированных детских садах компенсирующего вида. Дошкольные учреждения посещают более 2000 детей-инвалидов и 32 тыс. детей с ОВЗ. Общее образование получает более 9000 детей с ОВЗ и более 14 тыс. детей-инвалидов. Дети обучаются как в общеобразовательных так и в образовательных учреждениях коррекционных, которые работают по адаптированным программам, и получают обучение на дому с учетом медицинских рекомендаций, в том числе с применением дистанционных технологий. Согласно ФГОС НОО ОВЗ обучается 1815 детей в первых классах, и 1653 ребенка во вторых классах. Более 600 педагогов и административных работников региона прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

Актуальным остается вопрос родителей по введению в штатное расписание должности тьютор. Заложить в бюджет финансирование на предоставление тьюторов в текущем году не удалось, этот вопрос прорабатывается.

На сегодня в области работает 65 ТПМПК и одна центральная комиссия. В течение учебного года обследуется более 60 тыс. детей, в том числе детей инвалидов более 5000.

В регионе функционирует 23 муниципальных ППМС центра и 1 областной. За последние 3 года центры открылись в Электрогорске и Ивантеевке. Поручение главам муниципалитетов о необходимости организовать работу по созданию ППМС центров прописано в решении Коллегии Министерства образования от 12.02.2018.

С этого года предусмотрен повышающий коэффициент для педагогов работающих по АООП в общеобразовательных школах в размере 1,996. Средства на это заложены в бюджет.

В текущем году 649 обучающихся из 64 школ обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий. Созданы рабочие места для учителей предметников в школах и обучающихся по их месту проживания, оснащенные компьютерами и телекоммуникационным, учебным оборудованием, программным обеспечением. В бюджете на организацию дистанционного обучения заложено более 33 миллионов рублей. Обучено более 50 родителей. С 1 сентября 2017 года в Балашихе реализуется межведомственный проект, совместно с Министерством Здравоохранения, Администрацией муниципалитета и  школой № 22, «Учим – знаем» по обучению детей находящихся на длительном лечении в областном онкологическом центре. На данный момент в проекте участвует 21 ребенок.

Ресурсные классы для обучающихся с РАС долго обсуждавшийся очень сложный вопрос. На сегодняшний день Министерство образования Московской области изучило опыт ФРЦ, московских школ и с 1 сентября будет запущен проект обучения детей с РАС в ресурсных классах в 4 муниципалитетах: Балашихе, Королеве, Реутове и Жуковском.

Ещё один сложный вопрос это обучение воспитанников ДДИ. В этом направлении работа ведется совместно с Министерством социального развития Московской области. В Московской области 829 воспитанников ДДИ, которые подчиняются Министерству социального развития. Это воспитанники с ТМНР и большинство ранее никогда не обучалось. Сейчас дети получают образование в разных формах по АООП и СИПР. По итогам 1 полугодия 20% воспитанников – 166 человек – обучается  по АООП в коррекционных школах либо на дому, и 663 ребенка – 80% по СИПР. Также вопрос решается для детей старше 18 лет, которые никогда не обучались. Они закреплены за коррекционными учреждениями, которые работают по АООП. Таких учреждений 6 в регионе.

С 2013 года реализуется федеральная программа «Доступная среда». За 5 лет созданы условия инфраструктурной доступности зданий, приобретено оборудование и учебники для 323 школ, 344 детских садов и 3 организаций доп.образования. Более 400 млн. рублей направлены на решение этих задач. Программа начинала реализовываться с учетом федеральных рекомендаций о создании в муниципальных образованиях базовых школ, когда ещё общее число детей с ОВЗ спрогнозировано не было. К сожалению, это направление оказалось неоправданным и не во всех муниципалитетах именно эти базовые школы оказались востребованы. Дети с ОВЗ приходили в другие школы и сейчас многие муниципалитеты перераспределяют ресурсы, передавая оборудование по актам в другие школы. На данный момент рекомендации другие, все учреждения должны соответствовать паспорту архитектурной доступности. В этом году по программе область получит 15 миллионов рублей, которые направит совместно со средствами из областного и муниципальных бюджетов на реализации программы в 15 школах, 12 детсадов и 5 учреждений доп.образования.

По вопросу социальной инклюзии доклад на тему: «Доступность культурных благ детям-инвалидам и детям с ОВЗ в Московской области» представил Олег Николаевич Дядьков, начальник Управления информационно-аналитической работы и связей с общественность Министерства культуры Московской области.

Георгий Валерьевич Крюков, президент региональной Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ обозначил одной из важнейших тем создание ППМС центров в муниципальных образованиях. Напомнил, что в марте 2014 года 4 года назад в решение Коллегии Министерства образования внесено рекомендовать главам создание таких центров в каждом муниципальном образовании. С тех пор их создано всего 2. Из 65 муниципальных образований всего в 23 они есть. Для стимулирования решения этого вопроса одним из вариантов было ранее предложено внести в показатели эффективности работы глав муниципалитетов такой показатель.

Также он отметил важным моментом понимание самого термина «инклюзия». Часто под «инклюзией» понимают помещение ребенка в среду нормотипичных детей. Поэтому специалисты стали говорить что есть «инклюзия» как принцип, заложенный в Законе «Об образовании», равный доступ к образованию всех детей в зависимости от их возможностей и потребностей. И «инклюзия» как одна из форм получения образования. Есть семейная форма образования, есть надомная форма образования, инклюзивная и другие. И тут как раз задача ПМПК и ППМСЦ четко определить какую форму какому ребенку оптимально будет дать, какой образовательный маршрут построить. И инклюзивная форма отнюдь не ведущая для таких детей. Много есть вариантов, это в том числе и инклюзивные классы в обычных школах. Одним из плюсов коррекционных школ является наличие в штате психологов из расчета 1 на 20 детей, против 1 на 500 детей по рекомендациям Минобрнауки в обычных школах. В каждой школе независимо от формы образования необходимо создание ПМПк, который рассматривает детей находящихся в зоне риска по разным направлениям и по здоровью и по психологическим особенностям, поведению и прочее. Конечно это вопрос и финансирования и кадров и подготовки кадров. На недавнем 2-м всероссийском съезде дефектологов поставлен один из важнейших вопросов – подготовка кадров. Это введение модулей по работе с детьми с ОВЗ для подготовки студентов всех педагогических специальностей, а не только тех кто работает с такими детьми. И введение новых направлений, которых не хватает, это и подготовка тьюторов, подготовка специалистов работающих с детьми с РАС.

В ходе последовавшей дискуссии Инна Александровна Орлова, председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов Подмосковья, озвучила, что несмотря на отмену ограничивающего 8-10 часами обучение детей на надомном обучении локального акта, до сих пор дети получают образование максимум 8 часов, а подчас и один час в неделю. Педагогов замены нет, внеурочной деятельности нет, коррекционных занятий 5 часов в неделю не предоставляют. Что подтверждается проведенным среди родителей опросом.

Наталья Николаевна Пантюхина ответила, что проблема известна. И в прошлом году Минобрнауки приглашал областное Министерство, т.к. регион был одним из тех субъектов кто не выполнял федеральное законодательство руководствуясь старым приказом. Изменения внесены. Информацию полученную от родителей пообещали промониторить, проверить.

Авилочева Наталья Сергеевна, председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов, дополнила, что согласно ответам муниципальных органов образования приказом Министерства образования Московской области утверждено количество оплачиваемых бухгалтерией часов педагогу, обучающему ребенка на дому в размере 8 часов в неделю.  

Наталья Николаевна Пантюхина ответила, что это всё нарушения и все муниципальные образования проверят. И попросила прокомментировать вопрос Ольгу Васильевну Алешкину, начальника Управления образования Ленинского района. Ольга Васильевна предположила возможность ограниченности фонда оплаты труда в других муниципальных образованиях, и проблему с кадрами. В Ленинском районе ситуация благополучная.

Авилочева Наталья Сергеевна, председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов, отметила что по данным Минтруда в Московской области 2293 ребенка, имеющих инвалидность по основному заболеванию РАС. Просила учесть эти данные при рассмотрении бюджета на следующий год и заложить в него средства на предоставление тьюторского сопровождения исходя из реального числа нуждающихся в этом детей, а не согласно отчетам муниципалитетов по 1-4 ребенка на каждый. Также рассмотреть возможность повышения ставки тьютора, которая на данный момент составляет чуть более 12 тысяч рублей согласно приказу Министерства образования Московской области, что ниже требований к минимальной заработной плате в регионе составляющей сейчас 14300 рублей в месяц.

Елена Васильевна Белик, начальник Управления развития образования Министерства образования Московской области ответила что есть повышающие коэффициенты, и что ужасающая цифра это оклад без надбавок. Более полный отчет при необходимости готова составить и предоставить.

Олег Александрович Рожнов, председатель Комитета по вопросам образования, культуры, и туризма Московской областной Думы, предложил обменяться контактами заинтересованных лиц, составить реальную картину и в случае если её надо изменять и исправлять предоставить предложения в рекомендации резолюции.

Елена Вячеславовна Багарадникова, член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт», представила результаты мониторинга Коррдинационного совета по реализации прав детей с ОВЗ на образование. По результатам опроса одним из острейших вопросов является обучение на дому. 22% детей опрошенных ответили, что их дети обучаются на дому, из них 95% ответили, что их данная форма образования не устраивает. Следующим важнейшим вопросом стоит вопрос тьюторсокого сопровождения. Из 28% опрошенных, чьим детям требуется тьютор, только у 18% опрошенных в заключении ПМПК отражена данная необходимость. И лишь треть из тех кому в заключении ПМПК указали тьютора, он предоставлен. Подробнее с результатами мониторинга можно ознакомиться из презентации размещенной на сайте Координационного совета, и Комитета по вопросам образования, культуры, и туризма Московской областной Думы. Или скачать презентацию можно тут: Презентация: Мониторинг Координационного Совета по делам инвалидов при ОП РФ по образованию, в части Московской области.

Скачать полный мониторинг по регионам можно на сайте Координационного совета: http://invasovet.ru/articles/252/

Инна Александровна Орлова, председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов Подмосковья, поблагодарила представителя Министерства культуры за помощь в организации мероприятий. Озвучила просьбу внести в резолюцию круглого стола: Ввести контроль за исполнением получения с детьми с ОВЗ положенной учебной нагрузки соответствующей СанПиН и 273 закону. Также ввести контроль качества предоставляемых ребенку с ОВЗ услуг. Далее подняла вопрос дальнейшей жизни детей после школы. В дальнейшем большинство детей может быть трудоустроено, однако в области всего 6 колледжей принимающих детей с ОВЗ. Необходимо разработать программу от дошкольного до профессионального образования. Примеры успешные есть в Москве.

Татьяна Александровна Савина, председатель МООО «Люмос», рассказала ситуацию с инклюзивным образованием сложившуюся в городе Пущино. В муниципалитете всего 1 ребенок получает образование в форме инклюзии, благодаря усилиям родственников организующих в школе уроки доброты на протяжении 5 лет. Внесла следующие предложения: 1. Возврат педагогов-психологов в дошкольные и школьные образовательные учреждения для создания психологически комфортной обстановки для всех участников образовательного процесса. 2. Создать государственную службу статистики детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с целью прогнозирования потребностей и особых образовательных условий. 3. Ускорить разработку АООП согласно ФГОС для обучения детей с ООП. На данный момент нет программ выше первого класса. 4. Усилить программу повышения квалификации и переподготовки специалистов. И проводить подобные программы и просветительские мероприятия для детей с ОВЗ. 5. Вернуть коррекционные классы в школы реализующие АООП. Коррекционные школы переполнены.

Опытом в сфере развития инклюзивного образования поделились представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области – Ленинский и Коломенский районы, Жуковский, Люберцы, Химки.

В заключение круглого стола Вшивцев Владимир Сергеевич, депутат Московской областной Думы, член Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики, вице-президент Всероссийского общества слепых (ВОС), поддержал необходимость обучения специалистов, развития системы инклюзивного образования в Московской области.