Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ)

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования города Москвы – один из первых созданных в Москве и России центров по оказанию комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Сайт центра: http://autismhelp.ru/

Открыт по решению Московского правительства в 1994 году. Имеет две площадки:

ул. Архитектора Власова, д. 19, стр. 2, телефон: (499) 128-9883

ул. Кашенкин Луг, д. 7, телефон: (495) 619-7487

В Центре работают опытные высококвалифицированные специалисты: дефектологи, логопеды, нейропсихологи, клинические и социальные психологи, психиатры, психотерапевты, педиатры, педагоги.

Диагностическая и коррекционная работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра

В Центре используются эффективные программы для детей с аутизмом различной степени выраженности.

  • «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» (TEACCH (Э.Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс)).
  • Программа «Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека» (Teaching children with Autism to Mind Read (P.Howlin, S.Baron-Cohen, J.Hadwin)).
  • Программа «Обучение речевым навыкам» (Teach Me Language (S.Freeman, L.Dake)).
  • Метод облегченной коммуникации (FC. M.Crossley).
  • Ориентация в социальном мире (Дженет МакАфи “Navigating the social world”).
  • Программа «Обучение спонтанной коммуникации аутистов и детей с другими нарушениями развития» (L.R. Watson “Teaching spontaneous communication to autistic and developmentally handicapped children”).

Начальная школа для детей с аутизмом

Учебный план школы включает три программы:

  • программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида, для детей, страдающих задержкой психического развития;
  • программа для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающие классы);
  • программа для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида для детей с умственной отсталостью (лёгкой степени).

Важное направление работы школы – это поэтапный перевод детей с индивидуальной формы обучения на классно-урочную.

Обучение в школе сочетается с коррекционной работой, которую проводят специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования (студии: музыки, театра, рисования, лепки, домоводства, плавания, ЛФК, информатики).

Группы для детей с общим недоразвитием речи

Целью работы групп является подготовка детей 4 -6 лет с общим речевым недоразвитием к правильному восприятию и воспроизведению речи. а также работа с родителями для организации целенаправленной помощи детям. Работа проводится с использованием оригинальных авторских программ, разработанных в Центре.

Группы для детей с заиканием

Целью работы является оказание помощи заикающимся детям разного возраста в обретении свободы речевого контакта и преодолении логофобии. Занятия с логопедом дополняются психологической коррекцией, направленной на уменьшение тревожности, улучшение коммуникации

Группы по коррекции дисграфии и дислексии

Целью работы является усовершенствование навыков письма и чтения, развитие процесса звуко — буквенного анализа, слухового и зрительного внимания для преодоления специфических ошибок в письменной речи. Работу с детьми помимо логопедов проводят нейропсихологи и специалисты по двигательной коррекции. Используются оригинальные авторские методики, разработанные в Центре.

Группы по коррекции поведенческих расстройств (нарушение общения, гиперактивность, агрессивность)

Целью работы групп является развитие планирования и контроля своего поведения, формирование внимания, развитие умения сотрудничать с другими людьми. Используются следующие методы: арттерапия, бихевиоральная программа по стабилизации аффективно-эмоциональной сферы, коррекция функции внимания, динамическая терапия и др.

Группы подготовки к школе

Целью работы является подготовка к обучению грамоте, формирование математических понятий и пространственных представлений, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно моторных координаций, функции программирования и контроля деятельности. Занятия проводятся нейропсихологом, логопедом, специалистом по двигательной коррекции. Параллельно проводится психотерапевтическая работа с родителями, которые помимо посещения специальных родительских групп принимают участие в проведении занятий с детьми.

Коррекция когнитивных нарушений

Цель занятий заключается в развитии пространственного мышления, понимания логико-грамматических конструкций, правильного использования предлогов, формировании функции программирования и контроля. Работа проводится по оригинальным авторским программам, разработанным в Центре.

Психотерапевтическая работа

Психотерапевты Центра проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, их родителями, сеансы семейной психотерапии. Работа направлена на формирование эмпатических взаимоотношений, способности конструктивного решения проблем, улучшение адаптационных возможностей и социального функционирования, формирование навыков общения, развитие у ребёнка умения сотрудничать с другими людьми, прогнозировать поведение других людей, формирование планирования и контроля своего поведения.

Психиатрическое консультирование

Врач-психиатр оказывает специализированную консультативную и лечебно-диагностическую помощь детям и подросткам, обратившимся в Центр. Чаще всего – это дети с психическими заболеваниями и дети с «пограничной психической патологией».

Неврологическая помощь

В Центре, наряду с психиатрами, проводят консультации неврологи. Помощь оказывается детям с двигательной расторможенностью, имеющим трудности в учебе, нарушением школьных навыков (чтения, счета, письма), задержкой психо-речевого развития, речевыми проблемами (в том числе заиканием, запинками в речи), тиками, энурезом, расстройством сна.

Школа коррекционно-развивающего обучения

В школу принимаются дети с выраженными трудностями в обучении, поведении, задержкой психического развития, несформированностью школьных навыков, логопедическими проблемами, двигательной расторможенностью и многими другими проблемами, которые делают невозможным обучение ребенка в массовой школе.

Предусмотрены групповые формы обучения и индивидуальные, с последующей интеграцией ребенка в группу. Вся учебно-воспитательная деятельность, проводимая учителями и воспитателями, имеет коррекционную направленность и осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и проблем в развитии учащихся.

Обучение детей проводится по программе общеобразовательной начальной школы (1-4) при интенсивной коррекционной поддержке. В первой половине проходят уроки, во второй половине дня осуществляется коррекционная работа.