Коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на канистерапии
11 января 2017
В ГБУ ГППЦ ДОгМ, в территориальном отделении «Северное», уже много лет, успешно работают специалисты психологи и их необычные четвероногие коллеги. Метод использования животных в коррекционных занятиях называется анималтерапией и широко известен во всем мире. Метод канистерапии является частным случаем анималтерапии и предполагает использование собаки, как уникального средства для психологической реабилитации и коррекции. Канистерапия (от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение) — разновидность энималтерапии — метод реабилитации абилитации и коррекции, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в психологической, социальной и медицинской реабилитации. Канистерапия как психологический метод способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшает двигательные функции, расширяет программу моторных навыков, усиливает эффективность психологического воздействия на развитие личности ребенка при коррекции нежелательного поведения. Оказывает благотворное воздействие на процессы реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ. Разработаны особые программы реабилитации с применением метода канистерапии ориентированные на нужды слепых и слабовидящих детей, они используются для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира. Независимо от заболевания и степени выраженности особенностей развития ребенка, при контакте с четвероногими друзьями дети учатся быть смелыми, ловкими, общительными и заботливыми, повышается мотивация к обучению и освоению новых навыков. Программа была разработана и активно используется для детей с ОВЗ.
На базе отделения канистерапии – с 2008 года, научно разрабатывается и внедряется в практику, метод анималтерапии, то есть включение в структуру занятия, под руководством кинолога специально обученной, дрессированной собаки в психологическую, коррекционную деятельность. |
Занятия проводят сертифицированны
Занятия по канистерапии доступны и результативны для детей с разным уровнем развития как в группах, так и индивидуально. |
Учитывая положительное воздействие животных на процесс реабилитации и коррекции разработка метода включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в плане повышения адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической реабилитации.
Развитие ребёнка, становление его личности невозможно без включения в социум, способности адекватно взаимодействоват
В процессе занятий, создается особая канистерапевтиче
Ребёнку с ОВЗ сложно ориентироваться в окружающей среде, упорядоченно вести себя в соответствии с ситуацией. В результате ребёнок может не понимать предъявляемые к нему требования или понимать их искажённо. Взаимодействие с собаками, дрессировка собаки и последующая с ней работа представляет собой конкретные команды и выполнение их собакой. Подобное взаимодействие является чёткой системой, с упорядоченным сочетанием стимулов и реакций, что позволяет ребёнку легче ориентироваться в конкретной ситуации с пониманием её смысла. Взаимодействие с собакой носит насыщенный положительный эмоциональный оттенок, что само по себе оказывает терапевтический эффект, при этом в процессе взаимодействия ребенку, необходимо чётко контролировать своё поведение (отдавая команды) и контролировать поведение собаки, оказывается тем коррекционным компонентом взаимодействия, который подталкивает ребёнка к развитию самоконтроля. взаимодействие с животным в системе сюжетно -ролевой игры позволяет ребёнку удерживаться в социально приемлемых рамках поведения, за счёт конкретности и чёткости системы взаимодействия.
Основные задачи коррекции и реабилитации для детей посещающих занятия с использованием метода канистерапии:
1) Компенсация основного дефекта
2) Развитие способностей к взаимодействию с окружающими
3) Формирование положительного эмоционального фона
4) Развитие навыков планирования и контроля
5) Развитие общей и мелкой моторики
6) Стимулирование познавательной и творческой активности
7) Создание благоприятных условий для развития.
8) Развитие игровых навыков
Противопоказания к посещению занятий с использованием метода канистерапии.
1. Аллергические реакции на собак.
2. Наличие галлюцинаций, бредовых идей.
3. Наличие неконтролируемых эпилептических припадков, судороги.
4. Наличие соматического заболевания с повышенной температурой тела.
Относительные противопоказания к посещению занятий с использованием метода канистерапии.
Длительные, хронические заболевания, приводящие к снижению иммунитета, онкологические заболевания в стадии ремиссии, вич инфекции, гепатит В, гепатит С и другие .. (необходима справка от лечащего врача с разрешением посещения занятий с использованием метода канистерапии).
Механизм и условия реализации программы. В зависимости от актуального уровня развития, реализация программы может варьироваться по временным рамкам. Занятия могут проходить как в помещении, так и на улице при специально организованном пространстве.
Особенности метода канис-терапии:
1. Широта применения. Возможность применения в работе с широким спектром нарушений, различающихся как по форме, так и по тяжести проявлений. Метод канис-терапии может применяться даже в процессе работы с очень тяжёлыми детьми, устойчивыми к большинству других коррекционно-раз
2. Системность терапевтического воздействия. Повышение адаптационных возможностей ребёнка является результатом развития всей совокупности психических процессов и навыков, расширения возможностей внешней и внутренней деятельности.
3. Эклектичность. Возможность сочетания или включения в процесс канис-терапии иных коррекционно-раз
4. Гибкость. Метод канис-терапии обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и регулирование интенсивности воздействий с учётом состояния на данный момент времени.
5. Высокая эмоциональная насыщенность занятий.Взаимодействие ребёнка с собаками носит яркую эмоциональную окраску.
6. Игровая форма занятий. Обеспечивает легкость принятия ребёнком канис-терапевтич