Памятка для родителей детей с аутизмом и ОВЗ

3 сентября 2018

rooiperspektivaЧто такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

1. В РФ возможность получения образования всеми детьми (независимо от ограничений возможностей их здоровья) законодательно закреплена в Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), который регламентирует ключевые элементы реализации права на образование детей с инвалидностью, а также вопросы организации приема и обучения детей с ОВЗ.
В п.27 ст.2 Закона дается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. А в пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. Должны быть учтены наиболее подходящие языки, методы, способы общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Законе (п. 16 ст. 2) закрепляется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». При этом следует отметить, что данный термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами.

2. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
В статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность образовательных организаций создавать специальные образовательные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под, включающие в себя:
• использование специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания
• использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
• использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
• предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
• обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Также в п. 4 ст. 79 Закона об образовании регламентирована возможность организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данное предписание является законодательной основой существования как инклюзивного, так и интегрированного, а также специального (коррекционного) образования.

3. Для поступления ребенка в осуществляющие образовательную деятельность (далее – ОООД) необходимо:
— Получить консультации у широкого спектра специалистов по образованию и специальному образованию. Для этого можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в т. ч. организаций дополнительного образования, педагогов специальных образовательных организаций, служб ранней помощи, педагогов негосударственных образовательных организаций, специалистов ППМС — центров и, конечно, специалистов ПМПК.
— Получить заключение медицинской организации (при необходимости).
— Определиться с формой получения образования, формой обучения (очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование).
— Определить варианты конкретных учреждений (при необходимости сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях, посетить образовательные учреждения, пообщаться с администрацией и педагогами).
— Ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.
— Определить недостатки в выбранных учреждениях (шаговая, транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера).
— Завершить оформление/переоформление ИПРА (при необходимости).
— Пройти ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» — заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.)
— Написать соответствующее заявление о принятии ребенка в образовательное учреждение с приложением копий необходимых документов. Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте.

1. Правовое регулирование: порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Также отказ возможен в случае интегрированного образования с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования).

В случае отказов:
По всем спорным вопросам и проблемам необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например: если в приеме ребенка отказывает директор дошкольного образовательного учреждения, рекомендуется обращаться в отдел или управление образованием/департамент образования. При отказе в управлении образованием – в Рособрнадзор.
При этом необходимо:
1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление).
2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.
В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства.
Решение любого органа/организации можно обжаловать в судебном порядке, в т. ч. решением прокуратуры.

Подготовлено РООИ «Перспектива».