РЕСУРСНЫЕ КЛАССЫ (ЗОНЫ)

В настоящее время понятие «ресурсный класс» подразумевает несколько трактовок. В приоритетном случае — мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам — 1 «А», 1 «Б» (это могут быть не только первые классы, но и любые другие — для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута). Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы.
В ресурсном классе может использоваться прикладной поведенческий анализ, а может не использоваться. Прежде всего — ресурсная зона, это зона, в которой есть необходимые «ресурсы» — специалисты, территория, методики, инструментарий и т.д.

Что делать, если вы хотите организовать ресурсный класс

Об уже существующем опыте:

Ресурсные классы — модель, существующая в России уже несколько лет (около 5ти). Кроме Москвы — это также Воронеж, Белгород, Санкт-Петербург.

РОО помощи детям с РАС «Контакт» оказывает помощь в открытии и поддерживает несколько родительских групп в образовательных учреждениях Москвы. У многих классов есть свои страницы в соц.сетях, где они делятся опытом, рассказывают о том, что у них происходит.

«Инклюзивная молекула» (ресурсные классы) – это пилотный образовательный проект в Москве, направленный на создание и обеспечение специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом.

Проект начался с консолидированного и квалифицированного родительского запроса. Представители РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонда «Выход»  и  АНО «Ресурсный класс» представляли его вниманию специалистов НПЦ ПЗДП, а также на уровне Министерства образования и Департамента образования города Москвы («ДОгМ»).

С 15 по 18 апреля 2015 года проект «Инклюзивная молекула» был представлен силами МГАРДИ, РОО помощи детям с РАС «Контакт», команды волонтеров и фонда «Выход» на Московском международном салоне образования постоянным стендом и докладом.

На сегодняшний день в Москве существует 10 классов, основанных на передовых педагогических методиках, как входящих в проект, так и действующих вне его. К открытию в учебном году 2016/2017 планируются еще 6. Прикладной поведенческий анализ (АВА) используется не на всех площадках, однако на большинстве — лежит в основе обучения детей с РАС.  В самой «Инклюзивной молекуле» участвуют восемь столичных школ: гимназия № 1540, лицей №1574, СОШ 285, школа №1321 «Ковчег», лицей №1367, СОШ №1206, школа 2009, СОШ №192. География значительна: представлены Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный округа.

Департаментом образования г. Москвы совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и РОО помощи детям с РАС «Контакт» был запущен пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации» в 2015/2016 учебном году. Цель образовательного проекта — повышение доступности и качества образовательных услуг для детей с РАС на различных уровнях образования.

1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Подробнее с нормативно-правовой базой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе Материалы.

Перед общеобразовательными организациями стоит задача создания специальных образовательных условий для данной категории детей: подбор квалифицированных педагогических кадров, создание комфортной среды, создание локальной правовой и методической базы. Посмотреть список организаций, обучающих сотрудников образовательных учреждений можно тут.

Реализация образовательного проекта «Инклюзивная молекула» позволит рассмотреть и проанализировать круг вопросов инклюзивного обучения, среди которых создание эффективных моделей обучения детей с РАС; разработка и апробация эффективной диагностики индивидуальных возможностей, потребностей и достижений обучающихся.

Прикладной поведенческий анализ — эффективная методика обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, которая применима и эффективна для обучения любых других детей с ОВЗ, а также независимо от того, инклюзивное или коррекционное это образовательное учреждение.

 

Дорожная карта проекта

 

Важно

Посмотрите раздел «Инклюзивной молекулы» на сайте Городского психолого-педагогического центра.
Узнайте подробнее о том, как работает и применяется в образовательных учреждениях города прикладной поведенческий анализ (АВА): Презентация Анастасии Козорез (Федеральный ресурсный центр помощи детям с РАС)

Скачайте Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по инклюзии детей с РАС

Посмотрите страницы ресурсных классов:
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в «Ковчеге» (школа 1321)
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в школе № 1447

Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в школе N 2009

Группа подготовки к школе в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ

 

Видеоматериалы:

Марина Азимова о работе ресурсного класса

Видеозапись доклада об опыте класса на конференции «Аутизм. Выбор маршрута» на канале МГППУ:

Ролик о работе Группы подготовки к школе в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ

 

Пакет нормативных документов:

Протоколы встреч рабочих групп в Департаменте образования (ГППЦ):

Протокол рабочей встречи участников проекта от 22.01.2016 (1)

Протокол рабочей встречи участников проекта от 18.03.2016

Протокол рабочей встречи участников проекта от 22.01.2016 (2)

Протокол рабочей встречи участников проекта от 26.08.2015

Протокол рабочей встречи участников проекта от 26.11.2015

Презентационные материалы ГППЦ:

ФГОС ОВЗ – целевой ориентир успешности проекта
Оценка динамики развития адаптивного поведения обучающихся с РАС в условиях обучения в ресурсном классе

Дорожная карта образовательного проекта «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с РАС в условиях ОО»

ФГОС для детей с ОВЗ:

Приказ Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Примерная основная образовательная программа НОО для детей с РАС

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Козорез А.И., Морозова Е.В. // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 4. С. 3–11. doi:10.17759/autdd.2015130401

Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (Assessment of Basic language and Learning Skills Revisited, ABLLS_R) (окончание)(М.Л. Семенович, Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, А.И. Козорез, Е.В. Морозова); Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 4. С. 3–11. doi:10.17759/autdd.2015130401

Пакет документов для открытия ресурсного класса в школе:

Одобрено ВИРО. Положение о «Ресурсной группе»

Одобрено ВИРО. Положение о «Ресурсном классе»

Приказ об открытии ресурсного класса

Договор-о-сотрудничестве-с-ГБОУ

Договор с родителями (законными представителями)

Должностные инструкции учителя

Должностные инструкции психолога

Должностные инструкции тьютора

Соглашение о сотрудничестве по методическому сопровождению класса

Сводная карточка ресурсного класса

Положение о ресурсном классе

Документы для организации ресурсного класса (благодарим за подготовку комплекта ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, фонд «Выход» и АНО «Ресурсный класс»):

Ниже можно скачать образцы некоторых документов (в формате pdf), которые используются в работе ресурсного класса для детей с аутизмом на основе прикладного анализа поведения.

Список базового оборудования для ресурсного класса.

Бланк наблюдения за учеником в регулярном классе.

Лист мониторинга за выполнением программ.

Инструкция по составлению целевого листа.

Пример графика по освоению навыка.

Пример индивидуальной коррекционно-развивающей программы ученика.
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
Лист актуальной информации об ученике.

Лист коммуникации с родителями ученика.

Бланк ежедневного мониторинга по освоению навыка.

Отчет по домашней консультации.

Инструкция по составлению плана индивидуального урока.

Пример плана индивидуального урока.

Примеры графиков результатов тестирования по методу ABLLS-R в начале и конце учебного года.

 

Приходите к нам на консультацию чтобы узнать что нужно сделать, чтобы в вашей школе мог стартовать такой же проект. Ресурсные классы могут появиться в любой образовательной организации.