Возражения общественных организаций на САНПИН для детей с ОВЗ

10 марта 2017

В Министерство образования РФ

ОБРАЩЕНИЕ

Мы, представители общественных организаций, занимающиеся проблемами инвалидов и детей-инвалидов обращаемся к Вам в связи с предстоящим вступлением в силу новых санитарно-эпидемиологических правил для образовательных учреждений, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам. Данные правила утверждены Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее “Санитарные правила для детей с ОВЗ”). Они распространяются как на специальные образовательные организации, которые реализуют адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, так и на отдельные группы в общеобразовательных организациях.

На наш взгляд, введение данных правил в их нынешнем виде перечеркнет многолетние совместные усилия системы образования и гражданского общества по развитию инклюзивного образования и вариативных моделей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Больше всего вопросов вызывает пункт правил о предельной наполняемости классов (раздел 8, пункт 8.1, который ссылается на приложение № 1). Данная норма четко определяет наполняемость класса в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка: чем ниже этот уровень, тем меньше детей должны быть в классе. В нашей стране существуют успешные инклюзивные модели, например, модель «ресурсного класса» для детей с РАС, поведенческими и ментальными нарушениями, которая реализуется в нескольких российских городах (проект «Инклюзивная молекула» в г. Москве, в г. Воронеже, Саратове, Белгороде). Данная модель предполагает индивидуальный план включения детей с различным уровнем интеллектуального развития и поведенческими нарушениями в общеобразовательную среду – в обычный общеобразовательных класс. В конце 90-х в г. Москве начался осуществляться проект «Стрижи», который также позволял включать детей с синдромом Дауна и другими нарушениями в обычные сады и школы. С введением в действие данной редакции Санитарных правил сотни и даже тысячи дети, до этого успешно включившиеся в среду, потеряют возможность продолжать обучение в прежнем режиме. Перспектива введения в действие данных норм и правил уже создала серьезные трудности для родителей детей с РАС, которые пытались открыть ресурсный класс для детей в г. Кострома (об этом конфликте неоднократно писали СМИ). И угроза сворачивания существующих инклюзивных моделей становится все более реальной.
Нам остается непонятным, откуда взялись цифры, которые легли в основу данного гигиенического норматива. Между тем, в законе «О санитарно-эпидемиологическом контроле» сказано, что гигиенический норматив – это «установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека» (ст. 1). Мы хотели бы знать, какими исследованиями подтвержден данный норматив? Никакого широкого обсуждения с педагогами и специалистами, способными решить, сколько именно детей в классе должно быть в классе, где учится ребенок с ОВЗ с теми или иными нарушениями, проведено не было. Если они есть, мы просим опубликовать ссылку на них. Нам также непонятно, какую угрозу жизни и здоровью ребенка с задержкой психического развития, может нанести превышение норматива предельной наполняемости класса свыше 12 человек и почему эту норму Санитарно-эпидемиологическая служба отнесла к гигиеническим нормативам, которые должны быть включены в санитарные требования, несоблюдение которых «создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний», так как именно такие требования и должны составлять содержать СанПиНов согласно той же статье 1 закона «О санитарно-эпидемиологическом контроле».

Санитарные нормы и правила фактически исключают совместное обучение детей с ОВЗ с нормативными сверстниками, начиная со второго уровня, поскольку ни одна школа в условиях подушевого финансирования не будет специально делать класс для нормотипичных детей из 15 человек ради включения в него одного ребенка с задержкой развития и РАС. В условиях нынешней модели расчета подушевого финансирования эта норма практически неосуществима. Если принять во внимание количество детей с ОВЗ, мы можем сказать, что практически каждая школа должна будет существенно уменьшить наполняемость классов, что означает и простаивание полезных площадей (большинство школ «заточены» под большие классы на 25 человек) и существенное увеличение расходов на обучение одного класса. Все это в глазах руководителя образовательной организации сделает инклюзивные классы совершенно невыгодным с экономической точки зрения, а значит, дети будут вынуждены идти в коррекционный класс или в специальное коррекционное образовательное учреждение.

Введение в действие данной редакции Санитарных норм и правил противоречит идее индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, предусмотренной вступающими в силу ФГОСами. В настоящее время, в зависимости от динамики развития ребенка, психолого-медико-педагогическая комиссия может порекомендовать ему снизить уровень программы, что нередко случается с детьми в начальной школе. Если соблюдать требования СанПиНа, то при смене программы, например, с 8.1. на 8.2. для ребенка с РАС ему нужно тут же поменять класс, то есть школа должна будет срочно уменьшить количество детей в классе в два раза или найти возможность создать специальный класс для детей с ЗПР в количестве не больше 12 человек. Даже в условиях образовательного комплекса это трудно выполнимое требование, не говоря уже о маленьких и малокомплектных школах, в которых могут обучаться 1-2 ребенка, с различными видами нарушений. При невозможности обеспечить требуемые условия руководитель ОО будет склонять родителей отправить ребенка в другую школу, что противоречит статье 79 Закона «Об образовании», в которой говорится, что родитель вправе сам выбрать образовательное учреждение. Смена детского коллектива для детей с ментальными и поведенческими нарушениями может обернуться тяжелым стрессом, так как ребенок будет вынужден заново адаптироваться к детскому коллективу и к новым учителям. А это уже напрямую противоречит цели Санитарных правил как технического регламента, призванного обеспечить максимально комфортную и здоровую среду для развития ребенка.

В условиях инклюзивного образования такому ребенку предлагается индивидуальный план освоения программы без смены детского коллектива, но руководитель, решившийся на это, рискует с 1 сентября 2016 года подвергнуться серьезному штрафу.

Мы хотели бы обратить внимание на то, что в СанПиНах для обычных общеобразовательных учреждений количество детей в классе жестко не регламентировано, а зависит только от технических параметров помещения – освещенности, кубатуры воздуха, доступности и так далее. Почему же с точки зрения санитарии дети с ОВЗ требуют иного подхода? Мы абсолютно согласны с тем, что детям с ОВЗ должна быть обеспечена доступная среда с соответствующим техническим оснащением – например, с увеличенными проходами между партами для детей с ОДА и так далее. Но на этом, как нам кажется, санитарно-гигиенические требования должны заканчиваться.

Вопрос наполняемости класса с точки зрения эффективности обучения ребенка, а не с точки зрения его соматического здоровья, все-таки относится не к компетенции санитарно-эпидемиологической службы. В настоящее время образовательные организации руководствуются актами Министерства образования, в частности Приказом № 1015, регулирующем условия обучения детей с ОВЗ.

На основании всего вышеизложенного, мы призываем Вас:

Содействовать изменению Санитарно-эпидемиологических правил, либо исключив из них пункты, касающиеся предельной наполняемости классов для детей с ОВЗ как противоречащий Федеральному закону «Об образовании» и Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ в 2013 году по основаниям, указанным выше, или изменив их в сторону реализуемости.
Провести дополнительную общественную и профессиональную экспертизу последствий введения в действие данных правил с привлечением специалистов Министерства образования, научных и общественных организаций.

На основе данных экспертизы внести изменения в эту редакцию СанПинов либо создать единые Санитарно-эпидемиологические правила для всех образовательных организаций, в которых будут прописаны требования, в том числе и для обучения детей с ОВЗ как в форме специального, так и в форме инклюзивного образования, а наполняемость классов для детей с ОВЗ определять, исходя из соображений наилучшей организации обучения в соответствии с рекомендациями Министерства образования.

С уважением,
Региональная общественная организация «Контакт»
В лице исполнительного директора Багарадниковой Е.В.
Члена совета Погониной О.Г.