24 декабря мы все встретились с Еленой Вяхякуопус!
26 декабря 2019
Спасибо огромное за эту возможность. Выражаем нашу благодарность Центру содействия семейному воспитанию «Кунцевский» и лично Цветковой Елена Евгеньевне за помощь в проведении встречи. Очередной семинар из цикла «Взросление» прошел при поддержке Департамента труда и социальной защиты.
4 часа между поездами показались нам 10 минутами. Времени обсудить все вопросы не хватило, мы надеемся на новую встречу.
На одном дыхании, прекрасным языком Елена Михайловна делилась с нами профессиональными знаниями и своим опытом. Это был разговор о смысле жизни, о ценности каждого из нас, пришедшего в этот мир, о радости в этой жизни.
Делимся несколькими тезисами нашей встречи.
Особого человека все учат, все ему помогают. А он редко имеет возможность учить других и помогать другим, хотя прекрасно мог бы это делать. Как стать взрослым, если тебе не дают учить и помогать?
- Наш образ себя зависит от того, как относятся к нам люди. Если люди думают о нас плохо, то и нам самим очень трудно думать о себе хорошо. Другие люди – это зеркало, в котором мы видим самих себя.
- В интернате человек не может выбирать себе соседей. Он должен жить по чужому расписанию, так, как ему позволят.
- Введение видеокамер в финских интернатах помогло в предупреждении насилия и в повышении качества обслуживания.
- Инвалидность — это меняющееся понятие.
- У каждого человека есть «потенциал реабилитации». Поэтому термин бессмысленный. Каждого инвалида можно реабилитировать. Потенциал реабилитации есть у государства, и его необходимо использовать.
- Необходимо учить человека контролировать свою жизнь, помогать делать выбор.
- Необходимо реформировать радикально систему ПНИ. Как говорит Борис Кривошей: «Нельзя улучшить жизнь там, где ее нет» — жизни».
- В открытом сообществе видно как живет человек и что с ним происходит. В интернате многое скрыто.
Подробно остановились на реформе ПНИ в Финляндии:
- С 2000 года идет процесс реформирования и постепенного закрытия интернатов.
- При выборе места проживания, необходимо в первую очередь выявлять потребность людей в уровне сопровождения.
- Нужно поддерживать всю семью при переходе на сопровождаемое проживание в любом виде. Готовить к переезду необходимо всю семью. Трудно человеку переменить место жительство, трудно и родным с ним расстаться.
- Кто скажет нам, кто из нас важнее и полезнее? Мудрецы говорят: каждый человек — это стежок в вышивке. Всю огромную целую картину видно только сверху. И только когда-нибудь и мы узнаем целостную картину.
- Кто-то отдает родного человека в интернат, кто-то гибнет вместе с ним. Это право каждого — отдать другому человеку свою жизнь. Нельзя никого судить, у каждого своя ситуация и свой выбор.
- Родители — это «орудия обеспечения» жизни своих детей. И задача родителей — заботиться о себе. Нормально питаться, двигаться побольше и отдыхать. Тогда они смогут прожить долго и долго быть рядом с детьми.
- Принимайте радость как лекарство.
Подробно останавливались на планировке квартир. Комната – недостаточно. Каждый человек хотел бы, как и все мы, иметь еще и свой туалет и душ. Пусть маленькую, но квартирку. Часто в квартирах 2 входа – одна дверь наружу, вторая – в общее помещение, гостиную, столовую.
Обсуждали вопросы ограничения дееспособности. Нельзя полностью лишать человека дееспособности. В чем-то он всегда дееспособен. Частичное ограничение в дееспособности иногда необходимо. Тогда нужен кто-то, кто будет помогать решать денежные, юридические вопросы. В Финляндии, например, есть «надсмотрщики за правами» у лиц с ограниченной дееспособностью.
Очень важны личные помощники. Они дают инвалиду свободу – с их помощью можно делать много интересных и полезных дел, работать и учиться, и жить самостоятельно.
Сопровождаемое проживание на первом этапе дороже, но в конечном счете ПНИ дороже. Очень важно кризисное жилье на время отпуска, болезни родителей (на 2 недели, месяц). Иногда проще, чтобы обученный работник пожил дома у инвалида, пока его родители съездят в краткий отпуск.
Очень не хватает персонала со средним специальным медицинским и социальным образованием для реабилитации инвалидов.
Поднимали сложные вопросы о людях с агрессивным поведением.
Говорили о тренировке навыков безопасности.
Все, кто живут с инвалидами, и сами инвалиды должны регулярно проходить обучение по безопасности. Как звать на помощь, как быстро эвакуироваться, что делать в случае пожара или других экстренных ситуаций. Как устроить безопасный дом.
Говорили об инклюзии. Как пример — Италия, где с 1945 года все дети учатся вместе. «Все итальянцы одинаковые, все учатся вместе!» — Центр в Болонье.
Останавливались на необходимости лечения сопутствующих заболеваний. В Финляндии в середине девяностых годов провели общую диспансеризацию людей с особым интеллектом. У 25% нашли отит. У многих болела спина, были расстройства пищеварения. Ни родители, ни специалисты этого годами не замечали, особенно, у неговорящих людей. Поведенческие проблемы были следствием соматических проблем.
Необходимы группы взаимной поддержки для родителей. Их вначале необходимо модерировать. В книге «Как сохранить радость жизни в трудное время» рассказано, как создавать такие группы. 12 тем бесед – о чем говорить, чтобы было интересно, не слишком грустно, но и не чересчур весело (чтобы группы не стали обычными посиделками ни о чем).
Нужно преобразовывать в красоту наши трудности и всю нашу жизнь. Она не менее важна, чем жизнь всех, кто жил до нас.
Спасибо от нас всех! Очень нужно продолжение разговора-вопросов много, ответы искать нужно вместе.
Елена Вяхякуопус любезно поделилась презентациями со встречи: