Подборка материалов ко Дню Знаний

2 сентября 2016

kidsДорогие мамы и папы! С наступившим вас учебным годом! Мы все коллективом желаем вам чтобы у вас возникало как можно меньше поводов для обращения к нам — пусть все будет гладко, а ваши дети учатся максимально эффективно, качественно и на радость им, вам и педагогам!
В качестве первосентябрьского поздравления хотим напомнить некоторые вещи (собрали и немного систематизировали запросы, которые приходят ежедневно и ответы на них):
 
1. Сейчас основой получения адекватного образования для ребенка с любыми особыми образовательными потребностями является заключение ПМПК. ПМПК оценивает не знания и умения ребенка, а «специальные образовательные условия», необходимые для восполнения дефицитов. И подбирает соответствующий уровень образования, позволяющий максимально дать ребенку необходимое. Заключение действительно на «уровень» образования. Но мы бы порекомендовали родителям «свериться» с ПМПК в конце первого класса. Заключение ПМПК по желанию родителей может быть пересмотрено. В комиссию ПМПК могут быть приглашены специалисты, которые вели ребенка (включая врачей). Уровень программы может быть как понижен, так и повышен.
Алгоритм получения места для ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении.
 
2. В силу вступают ФГОСы для детей с ОВЗ с 1 сентября 2016 года. (Ура! Вступили!). Их действие распространяется на детей, поступивших в 1 класс. Но ФГОС для начальной школы, который уже работает, предполагает организацию сходных образовательных условий с теми, которые предполагает и закрепляет ФГОС для ОВЗ сейчас.
Количество часов на надомном обучении должно соответствовать требованиям ФГОС (о сокращенном, 8-часовом и т.п. документ давно отменен). Чтобы выполнить требования любого из ФГОСов, школа должна обеспечить необходимое количество часов занятий, которое по факту получается не меньше, чем у класса в школе.
Перевод на надомное обучение возможен только по письменному заявлению родителей. Во ФГОС включены требования обеспечения и коррекционной программы. Все программы вы должны увидеть и прочитать, и подписать. Ответственность в отношениях со школой — у всех, включая родителей. Хорошая инфографика есть вот тут:

Само по себе индивидуальное обучение (в том числе то, которое раньше формально называлось «надомное», но позволяло организовать обучение детей индивидуально в школе) происходит чаще всего в школе, предполагает, что ребенка можно интегрировать в классы на различные уроки, а также является частью практически любого коррекционного и инклюзивного образовательного процесса. Термин «надомное» больше не существует. Однако закон предусматривает вариативные формы обучения и образования, а также их сочетание.

Еще общее место в общении со всеми гос.организациями: Все фиксируйте письменно. Все собирайте в копиях. Что непонятно — спрашивайте. Активнее сотрудничайте со школами. Им ваша помощь тоже нужна, пусть даже они не всегда сразу это понимают.
 
САНПИНы — про них скажу только одно: они будут пересмотрены, к счастью: среди ожидаемых изменений как минимум дифференциация по классам коррекционным и инклюзивным, по количеству детей и другим условиям. Минобр сработал прекрасно и оперативно, учел мнения экспертов и все предложения подал. Ждем результат.
 
3. Повтор года: против повтора года категорически выступает Департамент образования, который мотивирует это так: часть предметов или часть материала же ребенок таки усвоил? зачем их повторять? нужно восполнять дефициты. И он переводится на Индивидуальный учебный план, в котором эти дефициты тщательно прорабатываются. В-принципе, идея хорошая, но расписание под «восполнение дефицитов» школы составлять замучаются.
 
4. Тьюторы и ассистенты: их выделение для ребенка или класса в компетенции директора комплекса (опирающегося на мнение внутреннего психолого-педагогического консилиума). Для их выделения не обязательны записи в заключении ПМПК или ИПР. За подтверждением этого любой глава образовательного учреждения может обратиться к главе ЦПМПК Ольге Георгиевне Дониченко. Если вас в школе спрашивают «покажите, где написано, что тьютор или ассистент вам положен: отвечаем, что об этом написано в приказе Министерства образования 1015 и Законе об Образовании. Подборка законодательства, например, у нас на сайте, в разделе «Материалы».
Раздел по тьюторам, кто это, что делают, помощь в поиске, видео-материалы и т.д. и т.п.: Тьютор для детей с ОВЗ.
 
5. ИПР специально под образовательные задачи менять не нужно. Заключения ПМПК для создания специальных образовательных условий достаточно. В новые ИПРА будут вноситься изменения в раздел «образование» на основании заключений ПМПК. Если у вас запущен процесс получения инвалидности, или вы меняете ИПРА — Ольга Георгиевна Дониченко, глава ЦПМПК, организовала один специальный приемный внеочередной день в неделю, где можно получить заключение в ускоренном порядке в центральном отделении — на ул.Долгоруковской, д.5
 
6. Про «идеально». Сейчас много родителей обращается к нам в поиске «идеальной» школы, или сада, или места в «ресурсном классе». Нет такого идеального места. Оно существует только в нашей голове. Для каждого ребенка — оно свое. Подходяще одному — не подходит другому. Некоторые места, которые с первого взгляда идеальными не показались — могут стать такими, если вы приложите к ним правильные усилия.
А с ресурсными классами дело такое: 9 школ взяли проект изначально. Сейчас открывается еще примерно 10 ресурсных зон и групп. Все это происходит объединенными силами родителей, благодаря тому, что они обошли огромное количество школ и разговаривали с директорами комплексов, объясняли, сами разбирались. О чем это говорит? О том, что ВСЕ ВОЗМОЖНО. Ничего не бойтесь, и смело идите вперед. Объединяйтесь, мы все вам в помощь.
Коротенькая инструкция про то, как открывать ресурсный класс (да и вообще, о взаимодействии с образовательными учреждениями): Что делать, если вы хотите организовать ресурсный класс.
 
И напоследок, несколько полезных материалов:
2. Как получить помощь для детей с особенностями развития.
3. Тут практические рекомендации родителям о построении образовательного маршрута в Москве для ребенка с РАС.»Аутизм и нарушения развития» Построение образовательного маршрута в Москве для ребенка с РАС или с ментальными нарушениями.
4. Это ссылка на юбилейный номер журнала целиком, там много полезной практической информации. Архив номеров доступен в электронном виде и совершенно бесплатен: Материалы юбилейного номера журнала «Аутизм и нарушения развития».
В рамках рабочей группы по детям с ОВЗ при Департаменте образования у нас есть возможность вести диалог и находить решения части наших общих вопросов. В рамках работы в Мгарди и Координационный Совет по делам детей-инвалидов при ОП РФ мы можем решить еще большее количество вопросов — не только в сфере образования, и не только на уровне города. Присоединяйтесь к нашей работе — это на пользу всем детям и их родителям. Приходите на съезд родителей детей-инвалидов.
За материалы, за помощь, за решение проблем мы от всей души благодарим все государственные организации, с которыми мы сотрудничаем, а также всех членов Совета МГАРДИ. И желаем всем хорошего нового учебного года и еще более продуктивной работы! 🙂