Пошаговая инструкция: как создать Ресурсный класс (зону)
11 мая 2023
РОО помощи детям с РАС «Контакт» оказывает помощь и поддержку в создании ресурсных классов в самых разных регионах нашей страны с 2013 года. Мы были и остаемся одними из первопроходцев в этом вопросе. За годы работы, отвечая на вопросы родительских групп из самых разных регионов, и наших коллег — из НКО и образовательных учреждений, мы накопили огромную базу материалов, которые будут полезны всем. Благодарим за участие в создании ряда материалов наших коллег из регионов — опытных практиков, щедро делящихся своим опытом и знаниями. Доступ ко всем материалам бесплатный, за что мы благодарим всех коллег, отозвавшихся на нашу просьбу о сотрудничестве:
Итак, по порядку:
- Что нужно знать родителю (и специалисту) о системе образования перед тем, как принять решение о создании ресурсного класса? Вебинар для родителей о построении образовательного маршрута, ПМПК, ВК, МСЭ и т.д. можно посмотреть здесь (презентация и содержание вебинара). Посмотреть видео можно прямо тут:
2. Права ребенка и обязанности образовательного учреждения. Права ребенка и обязанности родителя. Права родителя, права школы. Вебинар об этом можно посмотреть здесь:
3. Без Прикладного анализа поведения (АВА) не существует модели Ресурсный класс. Но убедить образовательное учреждение в необходимости его использования порой довольно тяжело. В помощь вам запись вебинара: “АВА-терапия. Что? Зачем? Для кого? Где?»:
4. Все о тьюторах и ассистентах: как получить, зачем каждый из них нужен и чем отличаются, как получить его в ПМПК, как получить тьютора БЕЗ заключения ПМПК, когда заканчивается адаптационный период и многое другое в исчерпывающем вебинаре от РОО помощи детям с РАС «Контакт» и коллег из Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Материалы к вебинару и план можно посмотреть тут. Запись вебинара:
5. Получите запись об индивидуальном тьюторе в ПМПК, это сильно упростит жизнь дальше, т.к. заключение ПМПК обязательно к исполнению образовательным учреждением. Скачать образцы заявлений в ПМПК и образовательное учреждение можно здесь. Обратите внимание, что это образец, там приведет примерный перечень того, что может быть приложено к заявлению, основным прилагаемым документом является характеристика самого же образовательного учреждения, которую надо получить предварительно.
6. Как устроен ресурсный класс? Разбираем в двух частях видео:
Вебинар, часть 1:
Вебинар, часть 2:
7. Где может быть организован ресурсный класс, и как убедить органы образования или образовательную организацию в необходимости открыть ресурсный класс? Материалы к вебинару тут. Секреты переговоров мы разбирали вместе в этом видео:
8. Альтернативная коммуникации — почему это так важно, как это работает? PECS – что это? Мифы и заблуждения о системе альтернативной коммуникации PECS. Материалы к вебинару можно скачать здесь.
9. С первого дня организации ресурсного класса необходимым элементом являются антибуллинговые программы. Получить информацию о них и запустить в своем регионе можно, например, тут: проект Травли НЕТ
10. Как представить своего ребенка с РАС одноклассникам? Скачать инструкцию можно тут.
11. Прокачиваем коммуникативные навыки детей с РАС. Как? Смотрим вебинар здесь:
12. Какие риски нужно обязательно учесть при реализации модели “Ресурсных зон”? В журнале «Аутизм и нарушения развития» вышла статья члена Совета РОО помощи детям с РАС «Контакт», мамы особого ребенка и педагога одной из лучших в стране школ — «Интеллектуал»- об особенностях реализации модели «Ресурсный класс»: Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности. Статью можно скачать здесь.
13. Очень важно знать как идет организация и работа ресурсных классов в разных регионах в разных условиях. Это позволяет минимизировать риски, и увидеть уже реализованные решения, учесть ошибки. Анализ опыта регионов:
Опыт регионов — лучшие практики:
встреча экспертов из разных регионов:
опыт Воронежа. «Социально-педагогическое пространство инклюзивного образования региона: опыт Воронежской области». Вебинар ведет Татьяна Поветкина, Доцент кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, Председатель ВРООИ «Искра Надежды»
ответы на вопросы от создателя модели — Екатерины Мень, Президента Центра проблем аутизма (ЦПА):
и другие материалы на эту тему на канале РОО помощи детям с РАС «Контакт».
14. Что еще нужно знать про обучение ребенка с РАС в школе? Об адаптации материалов и программ, индивидуальном учебном плане, обо всем:
- материалы форума “Есть Контакт”:
- Нормативно-правовые основы организации работы с детьми с ОВЗ в школе
15. Права учителей при работе с детьми с ОВЗ:
С ответами на многие вопросы, о том, что же делать педагогу, если в классе есть ребенок с ОВЗ, можно ознакомиться здесь.
16. Защита прав детей и родителей. Остались вопросы — вам в Родительскую приемную. Если все-таки не ресурсный класс, то что мы можем сделать? Любой вопрос можно задать в Родительской приемной.
17. Об обучении детей с РАС в школе цикл семинаров одного из основных экспертов в теме — Полины Богорад.
18. Как зарегистрировать некоммерческую организацию, и какую? Рекомендуемая нами организационно-правовая форма — это АНО (автономная некоммерческая организация). Она наиболее проста в управлении и обслуживании.
Организации, которые бесплатно отвечают на многие вопросы о регистрации:
-
- ЦРНО https://crno.ru/
- АЮГО https://lawcs.ru/
19. По ссылке можно скачать образец обращения, который нужно отправить в региональные/муниципальные/иные органы управления образованием для начала работы над ресурсными классами.
По этой ссылке можно скачать запрос в управление образования региона/города и т.п. на создание Ресурсного класса.
P.S.:
Чек-лист необходимых в регионе изменений, которые могут помочь создать систему поддержки на протяжении всей жизни.
Дополнительные материалы:
- примерная смета ресурсного класса
- ученический договор (шаблон)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» рекомендует применение модели «ресурсный класс» в регионах (по ссылке находится и сам текст методических рекомендаций и пособия).