Запрос в Министерство просвещения Российской Федерации

20 октября 2022

soyuzohrany-logo

Союз Охраны психического здоровья обратился с запросом в Министерство просвещения Российской Федерации на имя Кравцова С.С.
В подготовке документа принимали активное участие сотрудники РОО помощи детям с РАС «Контакт».
В рамках Родительской приемной к нам поступили запросы о возникающих трудностях в обучении на ступени СПО в колледже людей с умственной отсталостью. Надеемся, что интересы людей с особенностями развития будут учтены.

Министру просвещения
Российской Федерации
С. С. КРАВЦОВУ

от 05.10.2022 №105П

Уважаемый Сергей Сергеевич!

Обращаемся к Вам для оказания содействия по разрешению следующей ситуации.

Перед началом 2022/2023 учебного года были выпущены Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по
программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), утвержденные на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 30 августа 2022 г. № 12 (далее — Методические рекомендации от 30.08.2022 г.).

Указанные Методические рекомендации от 30.08.2022 г., хоть и не являются нормативным актом в сфере образования, нашли свое применение в ряде образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования, к примеру, в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Технологический колледж № 21». Ссылаясь на данные Методические рекомендации от 30.08.2022 г. руководство образовательных организаций среднего профессионального образования отказывает в приеме для обучения лицам с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Методические рекомендации от 30.08.2022 г. существенным образом нарушают права детей и взрослых людей с ОВЗ в связи со следующим.

В тексте Методических рекомендаций от 30.08.2022 г. в рамках общей характеристики психофизического развития и индивидуальных возможностей, в разрезе степени нарушения интеллектуального развития, приведена градация возможности обучения детей на следующие категории:
1. Возможно профессиональное обучение;
2. Профессиональное обучение возможно в некоторых случаях;
3. Профессиональное обучение невозможно.

Указанное деление не согласуется с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования.

1. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации и статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) каждый имеет право на образование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе обеспечения права каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере образования.

Для реализации права каждого на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (часть 5 статьи 5 Закона № 273-ФЗ).

В силу части 1 статьи 34 Закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права, в том числе, на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

На основании части 1 статьи 79 Закона № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с частью 8 статьи 79 Закона №273-ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Профессиональными образовательными организациями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия дляполучения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 10 статьи 79).

С 1 сентября 2013 г., с вступлением в силу Закона № 273-ФЗ, понятия «необучаемый ребенок» (что, по нашему мнению, подразумевается в Методических рекомендациях от 30.08.2022 г. в рамках приведенной градации) нет. Обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития осваивают СИПР, разработанную образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Данная позиция нашла свое подтверждение в разъяснении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации от 26 июня 2019 г. № 94.

Таким образом, градация, приведенная в тексте Методических рекомендаций от 30.08.2022 г., не отвечает требованиям законодательства России в сфере образования.

2. Как указано в разделе 1 Руководства по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Рособрнадзором 15 июля 2020 г. — одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является создание условий для максимальной реализации образовательного потенциала инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ). Получение профессионального образования является важной составляющей профессиональной самореализации, повышения социального статуса и защищенности инвалидов и лиц с ОВЗ.

В силу части 13 статьи 60 Закона № 273-ФЗ лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

Указанное свидетельство об обучении дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

В связи с отнесением детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью к категории «необучаемых» в рамках Методических рекомендаций от 30.08.2022 г. нарушается преемственность образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Лица с указанными формами умственной отсталости после обучения по программам основного общего и среднего общего образования не могут получить профессию, которая позволит им зарабатывать на жизнь.

Также невовлечение обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) в профессиональное обучение отрицательным образом сказывается на их социализации, участии в жизни общества и эффективности самореализации в различных видах деятельности.

На основании вышеизложенного, просим Вас проверить на соответствие законодательству Российской Федерации Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), утвержденные на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 30 августа 2022 г. № 12.

С уважением,
Президент
Н.В. Треушникова

105П от 05.10.2022_Минпросвещения России_С.С.Кравцову