Заседание Экспертного совета по специальному образованию

28 июня 2021

28 июня 2021 года в 12.00 на площадке ФГБНУ «ИКП РАО» и онлайн на платформе ZOOM состоялось заседание Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке.

duma
Тема заседания: «Подготовка кадров дефектологов: проблемы и перспективы».

Председатель Экспертного совета по специальному образованию, модератор заседания Экспертного совета – Семья Галина Владимировна.

На экспертном совете выступили:

1. Дацюк Таис Александровна, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, с докладом «Государственная политика в сфере кадрового обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».

Она подчеркнула, что по данным Министерства Просвещения РФ в РФ 77,2 тысячи специальных педагогов в 2020 году, из них — 5,5 тысяч дефектологов, однако незакрытая потребность в специалистах составила 22 тысячи человек в 2020 году. Повсеместно не выполняются требования по подготовке и обеспеченности специалистами, следовательно, детям не предоставляются специальные образовательные условия. Обеспечение условий – ответственность образовательных учреждений и органов управления образованием. Необходимы повышающие коэффициенты к подушевому финансированию. В Министерстве просвещения ведется работа по финансовому обеспечению образования детей с ОВЗ и\или инвалидностью. Система испытывает голод, и проблема будет усугубляться, молодых специалистов выпускается недостаточно, а те, что выпускаются, в бюджетную сферу идти не хотят.

2. Крюков Георгий Валерьевич, исполнительный директор Союза Дефектологов, с докладом «Развитие кадрового потенциала специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Проблемы и задачи».
Георгий Валерьевич говорил о том, что в Московской области всего 20 логопедов и 20 дефектологов в год набирают на обучение. Однако 75% выпускников все же работают по специальности в МО. По данным Минпроса РФ дефицит не может быть преодолен силами региональных властей, нет финансового обеспечения на обучение. 70% обучения сейчас — это переподготовка, не новые студенты. ВУЗы исходят из своих возможностей, а не из потребности регионов. Качество обучения также вызывает ряд вопросов.

3. Рубцов Виталий Владимирович, президент Московского государственного психолого-педагогического университета,  доктор психологических наук, профессор, в докладе «Особенности подготовки кадров для социально уязвимых категорий детей» говорил о дефиците в отечественной науке исследований обоснованности инклюзивного образования, в связи с чем под «инклюзией» везде понимают что-то свое.

Он также говорил о важности технологий с доказанной эффективностью, необходимости выработки критериев и важности мониторинга лучших практик инклюзии. Он подчеркнул, что до 30% обычных детей имеет низкий уровень фунциональной грамотности, среди детей с ОВЗ этот процент еще выше. К этому и другим изменениям нужно готовить современных преподавателей.

4. Соловьева Татьяна Алексеевна, директор Института коррекционной педагогики РАО, доктор педагогических наук, профессор РАО, в своем докладе «К вопросу обеспеченности кадрами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы» также говорила о том, что ВУЗы не покрывают потребность в подготовке кадров, закрываются программы, выпускники столичных вузов не соглашаются ехать никуда. Нужно готовить кадры в регионах. Это шанс сохранить обучающие программы, увеличить количество выпускников в сетевом взаимодействии.

meeting

Также выступали другие члены экспертного совета и приглашенные эксперты.
От РОО помощи детям с РАС «Контакт» в заседании приняла участие исполнительный директор Багарадникова Елена Вячеславовна.

От РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова озвучила следующие предложения:
Хочу обратить ваше внимание на НЕиспользование огромного потенциала — колоссального количества специалистов, работающих в НКО и негосударственных центрах и школах. Закрыть кадровый дефицит такого размера, как озвучено коллегами, при любых наших усилиях невозможно в ближайшие годы только усилиями государственных учреждений.  Нужны иные меры. Предлагаю провести отдельное заседание и рассмотреть вопрос о том, что на наш взгляд необходимо как можно скорее дать возможность включиться в работу негосударственному сектору, например:

  • введя «сертификаты» для оплаты занятий, как сделано в Москве с летним отдыхом для детей с инвалидностью (обязательство региона);
  • введя компенсации (например, 50%) для оплаты занятий, как сделано сейчас с детским летним отдыхом, на федеральном уровне;
  • введя компенсацию за «семейную» форму обучения и дав родителям для детей возможность получить недостающее, или заменить не работающее – вне гос.сектора.

РОО помощи детям с РАС «Контакт» готова проработать эту тему.
Также наша организация готова поработать над мониторингом лучших инклюзивных практик. Реализуем их в нескольких регионах. И мониторим с родителями, и создаем.