Партнерство с ФРЦ по аутизму

Задача Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС — развивать систему комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в России. C группы родителей, чьи дети учились в ФРЦ, в 2013 году начинался «Контакт», и с тех пор поддержка ФРЦ стала для нас одним из важнейших проектов. Взаимодействие с «Контактом» регулируется  договором о взаимодействии и попечительским советом школы ФРЦ.

Дети с диагнозом РАС очень разные: по состоянию, навыкам и умениям, знаниям и способностям. Чтобы построить продуктивную работу с ребенком, надо выяснить, в чем его сильные и слабые стороны, составить индивидуальный профиль, подобрать правильную программу обучения и создать среду, комфортную для каждого ребенка.

Одним из «золотых стандартов» в части профилирования детей с РАС является методика PEP-3 (Psychoeducational Profile, Third Edition). В России очень мало специалистов, которые знакомы с PEP-3 и могут использовать ее на практике. «Контакт» привлек финансирование и помог пяти педагогам ФРЦ пройти обучение и начать применять PEP-3 для формирования психологопедагогических профилей детей. Это позволило ФРЦ индивидуально учитывать все индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В рамках поддержки семей детей, обучающихся с РАС в школе, 2 специалиста Федерального ресурсного центра по аутизму на средства, привлеченные «Контактом», проходят обучение  на курсе по Прикладному анализу поведения (АВА). После окончания данного курса специалисты смогут пользоваться инструментами функциональной оценки для определения функции проблемного поведения и разработки поведенческого плана, и использовать это в работе с детьми и помощи семьям обучающихся в ФРЦ по РАС. Также запланированы:
1. Интеграция полученных знаний и опыта в образовательную модель ФРЦ: проведение обучающих семинаров для специалистов ФРЦ, составление планов коррекционной работы, включающих применение методов прикладного анализа поведения, для учащихся школьно-дошкольного отделения.
2. Трансляция опыта обучения и воспитания детей с РАС с применением методов прикладного анализа поведения в рамках Всероссийских курсов повышения квалификации, стажировочных мероприятий и обучающих семинаров.

Вторая большая задача — адаптировать учебные программы: детям с РАС не подходят одобренные
государством (то есть те, которые школа может купить за бюджетные деньги) методические материалы, учебники, наглядные пособия для нормотипичных детей. На средства, поступающие от родителей, коммерческих и некоммерческих организаций, «Контакт» финансирует закупку адаптированных учебных материалов.
Наконец, расходы, которые готово нести государство на материально-техническую организацию
образовательного процесса, не учитывают то, что у детей с РАС повышена сенсорная чувствительность: запах обычного мыла, яркий свет в классе или громкий звук звонка может стать для них триггером сенсорной перегрузки. Поэтому одобренные для применения в обычных школах средства для уборки и гигиены, лампы освещения и другое оборудование не подходят детям с РАС. Повседневные затраты ФРЦ в этой части сильно выбиваются из стандартного школьного бюджета, и «Контакт» помогает закупать оборудование и средства, которые не вредят детям с особыми потребностями. Даже простой контейнер для личных вещей, не предусмотренный стандартным школьным обеспечением, помогает ребенку с РАС почувствовать себя уютнее и спокойнее, а это может иметь колоссальное влияние на его развитие.

Дети с РАС особенно сильно нуждаются в развитии самостоятельности, и это дается им сложнее, чем сверстникам. В комнате социально-бытовой адаптации под руководством психологов и педагогов ФРЦ дети учатся непростым бытовым сценариям:
• готовить основные блюда на настоящей кухне, оборудованной плитой, холодильником, чайником и другой бытовой техникой, посудой, где всегда есть свежие продукты для готовки;
• убираться, поддерживать порядок, использовать шкафы, полки и другую мебель для размещения вещей;
• поддерживать чистоту, пылесосить, подметать и мыть полы, протирать пыль, пользоваться стиральной машиной.
«Контакт» поддерживает работу комнаты социально-бытовой ориентации: закупает мебель и оборудование, продукты, посуду и средства гигиены. Для многих детей комната социально-бытовой адаптации — единственная возможность получить так необходимые навыки самостоятельной жизни.

Мы помогаем ФРЦ организовывать досуг детей:
• финансируем школьные праздники, экскурсии, посещение музеев и театров;
• дарим детям подарки на Новый год и другие праздники, обеспечиваем призы для спортивных соревнований;
• закупаем кислородные коктейли: они полезны для здоровья и главное — их обожают дети;
• проводим кружки декупажа, покупаем фартуки, бумагу, кисти и краски, игрушки для игровой, настольные игры и научные конструкторы, снабжаем материалами и инструментами уроки труда.

В ФРЦ постоянно учатся более 150 детей с особыми потребностями. Качественная индивидуально
подобранная программа обучения и комфортная социально-бытовая среда для каждого делает детей более счастливыми, снимает часть нагрузки с их семей и позволяет детям лучше подготовиться к взрослой жизни.