«Сексуальное воспитание детей с РАС»: итоги семинара.

23 сентября, 2019


22 сентября при поддержке Фонда Президентских грантов Инга Адмиральская и Елена Кандыбина провели семинар-консультация для родителей и специалистов в рамках цикла «Сексуальное воспитание людей с РАС» о том, как это — сопровождать психосексуальное развитие особого ребенка.

В семинаре приняло участие 25 родителей. Большое спасибо им за смелость, так как тема очень сложная, требующая особых знаний и особого подхода.

Далее приводим слова Инги Адмиральской по итогам семинара:

«Нашей основной задачей было показать, как много в заявленном направлении делает любой родитель с первых дней жизни ребенка. По поводу сексуального образования есть миф, что это что-то специальное и должно обеспечиваться специальными людьми, но в реальности сексуальное образование — это учить мыть ребенка руки перед едой, помогать ему играть с другими детьми в песочнице, сочувствовать ему в его горестях и расстройствах, учить уважению к другим людям, с уважением же относиться к его нежеланию что-то делать, поощрять его интересы, помогать выражать свое мнение, ежедневно поддерживать его доверие к себе и многое другое. Если присмотреться, каждый день наполнен этими действиями.

Участницы и участники семинара эту идею, кажется, подхватили.

Второй идеей семинара было исследовать авторские способы справляться с неблагоприятными условиями, в которых родители занимаются сопровождением психосексуального развития своих детей — результаты этого исследования вы можете увидеть на картинке. Это очень обидные мифы и идеи о сексуальности людей с ОВЗ, разделяемые обществом (красным цветом), и способы сопротивляться их давлению (зеленым цветом). Хочу сказать, что способов намного больше. Мы были ограничены временем и пространством листа.

Где-то между второй и третьей идеей мы поговорили и о культуре согласия, и об изоляции, и о ценности общения и поддержки между родителями.

В качестве иллюстрации приведу очень неполный список того, что ВОЗ относит к сексуальному образованию (для регионов Восточной Европы). Кто хочет полный-преполный список, ищите матрицу знаний, умений и навыков в области сексуального образования ВОЗ.

Знания, навыки и установки, касающиеся:
• тела и отношения к нему, начинающиеся с умения называть части тела, соблюдать гигиену, осознавать различия между телами разных людей, распознавать свои ощущения, осознавать потребности, положительно относиться к своему телу, быть разборчивым в идеалах, навязываемых СМИ;
• эмоций, связанные с готовностью сочувствовать, говорить «да» и «нет», справляться с разочарованием, сообщать о своих потребностях, правильно распознавать и называть свои чувства, справляться со своей потребностью на частную жизнь и уважать потребность других людей на частную жизнь, по-разному выражать дружбу и любовь, уметь обходиться с влюбленностью, неопределенностью, ревностью, злостью, доверием, чувством вины, страхом и неуверенностью, распознавать и осуждать дискриминацию и буллинг;
• сексуальности — в первую очередь это умение сообщать о неприятных телесных ощущениях, выражать собственные желания и сообщать о своих границах, знать «правило трусиков», знать правило «нет-уйди-расскажи», различать «хорошие» и «плохие» секреты, задавать вопросы, в затруднительной ситуации обращаться к «правильному» человеку, правильно относиться к сексу в СМИ, сообщать о собственных потребностях с уважением к культурным нормам и традициям своего общества, понимать и выражать разные сексуальные ощущения, уметь говорить на тему сексуальности, отказываться от нежелательного сексуального контакта, нести ответственность за безопасный и приятный сексуальный контакт за себя и за других, уметь противостоять воздействию и давлению со стороны сверстников и СМИ, осуждать такое воздействие;
• репродукции — от базовых знаний о том, откуда берутся дети до понимания взаимосвязи между эякуляцией/менструацией и зачатием, представлением о ЗППР и контрацепции.»