Безбарьерная ментальная среда: потребности детей с расстройствами аутистического спектра и обязанность общества
29 апреля 2021
В журнале «Психическое здоровье» №4 2021 г. опубликовала статья «Безбарьерная ментальная среда: потребности детей с расстройствами аутистического спектра и обязанность общества», в числе соавторов — Елена Багарадникова, исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт».
Бебчук М.А. (1) к.м.н., директор
Басова А.Я. (1,2) к.м.н., заместитель директора, доцент
Багарадникова Е.В. (3) исполнительный директор
Солохина Т.А. (4) д.м.н., заведующая отделом, главный научный сотрудник
1 – ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»; Москва, Россия
2 – ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России; Москва, Россия
3 – Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»Москва; Россия
4 – ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»; Москва, Россия
Введение. Изучение потребностей в создании безбарьерной среды рассматривается как один из важнейших инструментов по обеспечению условий доступности всех объектов городской инфраструктуры для детей с расстройствами аутистического спектра, повышения качества оказываемой медицинской помощи.
Методы. Социологический опрос 200 родителей детей с расстройствами аутистического спектра проведен очно на базе дошкольных отделений Центра им. Г.Е. Сухаревой и заочно в интернете на сайтах этого Центра и РОО помощи детям с РАС «Контакт».
Результаты. При социологическом опросе 78,6% респондентов отметили у детей с аутизмом непереносимость шума, незнакомых звуков, яркого света, скопления большого количества людей, тактильных контактов с незнакомыми людьми. Проблемы, связанные с непониманием происходящего, боязнью незнакомого места, чужих людей описали 69,3% опрошенных. 72,5% респондентов свидетельствовали о коммуникативных затруднениях, характерных для ребенка с расстройствами аутистического спектра. Необходимость в обученном персонале в различных общественных учреждениях, включая медицину, образование, спорт, культуру, отметили 91,3% родителей.
Обсуждение. Возникающие трудности обусловлены как отсутствием условий для таких людей в общественных учреждениях, объектах культуры, транспорта, так и дефицитом подготовленного персонала, стигматизацией больных и их близких.
Заключение. Разработан комплекс мероприятий, направленный на преодоление барьеров, препятствующих доступу таких людей к приоритетным объектам и услугам в сфере реабилитации и адаптации, а также медицинского, социального и культурного назначения.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, общие расстройства психологического развития, безбарьерная среда, потребности, оценка
Для цитирования: Бебчук М.А., Басова А.Я., Багарадникова Е.В., Солохина Т.А. Безбарьерная ментальная среда: потребности детей с расстройствами аутистического спектра и обязанность общества. Психическое здоровье 2021; (4): 26-33.
DOI: 10.25557/2074-014X.2021.04.26-33
Читать статью: Безбарьерная ментальная среда: потребности детей с расстройствами аутистического спектра и обязанность общества.