Что делать, если родитель замечает жестокое обращение с ребенком со стороны педагога? Психолога? Врача?

28 сентября 2023

Вопрос от Этического комитета Ассоциации специалистов прикладного анализа поведения:
“Что делать, если родитель замечает жестокое обращение с ребенком со стороны педагога? Психолога? Врача? Другого помогающего специалиста? Как в практике педагогов устанавливаются нормы поведения, как это регулируется, что может быть сделано реально, как повлиять на специалиста? Как это происходит в медицинской практике?”

Ответ от Бойко Марии Геннадьевны, юриста, опыт работы в сфере защиты прав — 3 года. Сфера деятельности – консультирование по вопросам лекарственного обеспечения, установления инвалидности, пенсионного обеспечения, образовательных прав, семейного законодательства.
Консультация проведена при поддержке Регоинальной общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»:

Основополагающий момент в этом случае – рассказать детям, какие действия или фразы со стороны педагогов, психологов, врачей и иных лиц являются недопустимыми. Об этих вещах дети должны рассказывать родителям (даже если сомневаются, что то или иное высказывание или действие можно отнести к оскорбительным), так как наибольшее количество подобных инцидентов (“буллинг”) происходит “за закрытыми дверьми” и родители об этом могут не знать.

1. Про школу.
Наиболее продуктивным будет вариант не единичного обращения родителя, а коллективного (родителей нескольких детей из класса). Заявление необходимо подать в двух экземплярах, один — в приемную директора, на втором должны поставить печать, дату, ФИО и подпись принявшего лица. Данный экземпляр хранится у родителей и служит подтверждением принятия заявления на рассмотрение.

Если у ребенка остались следы (в случае проявления физического насилия это могут быть синяки, ссадины, порезы и т.д.), необходимо незамедлительно после их обнаружения снять побои в травмопункте. Справку из травмопункта (копию) также нужно прикрепить к заявлению.
Общий срок рассмотрения заявления — 30 календарных дней с момента подачи заявления (начинает течь со следующего дня). Срок служебной проверки — 30 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении.
Если по результатам проверки в действиях педагога не находят нарушений, то данный ответ необходимо обжаловать: подать заявление в управление образованием субъекта РФ и в прокуратуру.
Если и они не находят нарушений, то единственным вариантом является обращение в судебные органы.

2. Про медицинскую организацию.
В ситуации с буллингом со стороны медицинских работников придется основываться только на словах самого ребенка (или, если было применено физическое насилие, прилагать копию справки из травмопункта). Для проведения проверки по факту произошедшего необходимо написать заявление на имя главного врача. Сроки и порядок аналогичны приведенным выше.
Если главный врач отказывает в проведении проверки (такое бывает, но достаточно редко) или по результатам проверки указывает на то, что обстоятельства, приведенные в заявлении, не были установлены, тогда необходимо обжаловать данный ответ в управление здравоохранением субъекта РФ и в прокуратуру.
В случае их отказа отстаивание прав и законных интересов ребенка необходимо продолжить в суде.

Общая рекомендация для пунктов 1 и 2: после отказа руководителями организаций (директора школы или главного врача) рекомендую обращаться с заявлением к уполномоченному по правам ребенка либо в субъекте РФ, либо по РФ (М. А. Львовой — Беловой). Согласно тенденции, вступление “в дело” данных лиц уменьшает вероятность отказа в управлениях и в прокуратуре.

Если родитель или иной законный представитель стал свидетелем жестокого отношения к ребенку, необходимо немедленно посетить травмопункт, снять побои. Копию полученной справки приложить к заявлению о проведении проверки и передать ее руководителю организации (как указано в пунктах выше). Если есть свидетели произошедшего, то приложить и их письменные пояснения.
Процедура обжалования в ситуации с отказом приведена выше.

3. Если специалист работает частным образом.
В этом случае о какой-то проблеме вы можете говорить только со слов ребенка или взрослого, который что-то видел или слышал, но это, по опыту, недоказуемые вещи.
Если вы подписываете со специалистом договор об оказании услуг, проверьте, чтобы в договоре было прописаны обязанности специалиста, включая уважения чести и достоинства ученика, не использовать принуждение, не использовать физическое или психологическое принуждение и так далее. Если вы не нашли в договоре таких пунктов (не важно речь идет о частном специалисте или договоре с организацией) – вы можете оформить протокол разногласий (шаблон легко найти в интернете), в котором описать по пунктам что именно вам не подходит в договоре или какие дополнительно пункты в этот договор необходимо внести. Помните, что именно на основании этого договора специалист будет работать с вашим ребенком.

Если вы наблюдаете неприемлемое поведение специалиста, которое расходится с тем, что прописано в договоре, а также с нормами закона, моралью и этикой, вы можете оформить претензию, в письменном виде, которую передаете лично руководителю организации (если договор заключался с юридическим лицом), либо непосредственно специалисту (если договор заключен с ИП или физическим лицом). (В любом случае, всегда, когда есть разногласия или конфликтная ситуация, рекомендуется переходить на письменную коммуникацию, обсуждать все вопросы и фиксировать все обсуждения письменно). Если это организация (государственная или муниципальная), они обязаны рассмотреть претензию и ответить вам в течение 30 календарных дней.
Если вы пишете претензию частному лицу или юридическому лицу, то в самом тексте претензии вы указываете, в какой срок хотите получить ответ на нее в письменном виде (срок должен быть реальным для ответа, к примеру, 10 рабочих дней). После этого срока, с полученным ответом или без него вы можете обращаться в управление образованием по субъекту РФ (если это государственная, муниципальная организации или юридическое лицо), в Рособрнадзор и уполномоченному по правам ребенка (желательно , но не обязательно для обращения) в своем субъекте и в целом по стране.

Следующий этап – прокуратура.

Если вы не оформили никакого письменного договора со специалистом, вы не сможете идти по этому пути: не будет оснований для претензий в связи с тем, что фактически не будет возможности доказать наличие каких-то договоренностей.

Если специалист, с которым вы работаете, имеет лицензию (лицензию должна иметь образовательная организация и медицинская организация, а также ИП в этих сферах), вы можете написать жалобу в лицензирующий орган (Департамент образования и науки г. Москвы, например), но опять же – логопеды, психологи и дефектологи работают без лицензий.

Вышеописанное относится к образовательным организациям. В здравоохранении похожая ситуация. Врачи у нас не работают частным образом, они обязательно находятся в каком-то медицинском центре. Всегда есть договор и тут путь претензии сначала к главному врачу (также 30 дней срок рассмотрения, скорее всего ничего не произойдет, вы получите отписку), затем управление здравоохранением по субъекту и Росздравнадзор, где можно опротестовать отписку, потом прокуратура. Вы можете написать заявление на перевод к другому инцидентов врачу.

Но в целом это все серая зона, тут нет сильного работающего алгоритма действий, как и в образовании.
Лучше всего, если вам что-то не нравится в работе специалиста – расторгнуть с ним договор, прекратить сотрудничество.

Если вы хотите защитить других детей от вреда при обращении к какому-то специалисту, вы можете информировать родителей о своем опыте (в интернете, соцсетях). Рассказывать, что было с вами и вашим ребенком. При этом в ваших сообщениях не должно быть призыва к действию (не ходить к кому-то, например, или ходить к кому-то еще) и не должно быть оценочных суждений. Вы информируете других людей, но решение о том, к кому приходить или не приходить они принимают сами.

Что же касается регулирования поведения указанных в вопросе лиц, то можно опираться на следующие акты:

Общие НПА:

• статья 21 Конституции Российской Федерации
«1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.»

• В соответствии со статьей 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан, совершивших это деяние.

Образовательные отношения:

• статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
«1. Педагогические работники обязаны:
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.»

• Кодекс этики педагогических работников:
«2.1. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник исходит из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
2.2. Педагогические работники обязаны:
 осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
 уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
2.3. Педагогический работник — образец профессионализма и безупречной репутации.
2.5. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
Избегает грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
2.6. Педагогический работник проявляет корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважает их честь и достоинство, доступен для общения, открыт и доброжелателен.
2.7. Педагогический работник соблюдает культуру речи, не допускает использование в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.»

• локальные акты образовательной организации (должны разрабатываться в каждой организации). Отдельные нормы могут включаться в Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об урегулировании споров и иные.

Оказание медицинской помощи:

• кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации
«статья 28. Врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности; побуждать пациента заботиться о состоянии здоровья; относиться с уважением к его личной жизни и праву на конфиденциальность.»

Психологическая помощь:

• этический кодекс психолога
«Принцип уважения
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Принцип уважения включает:
Уважение достоинства, прав и свобод личности
Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.»

Выше приведены общие рекомендации по заданному вопросу. С каждым конкретным случаем проявления жестокого обращения необходимо разбираться отдельно, так как обстоятельства произошедшего индивидуальны.