Cтатистика обращений родителей по проблеме получения диагноза РАС
4 сентября 2020
С 2016 года РОО помощи детям с РАС «Контакт» фиксирует обращения родителей по проблеме получения диагноза.
На сегодняшний день выявлены следующие основные проблемы:
1. Недостаточность административного ресурса у медучреждений.
В соответствии с МКБ расстройства аутистического спектра входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Не в каждой поликлинике такой специалист есть. А в районном ПНД наличие детского психиатра тоже не решает проблемы, так как нет постоянного наблюдения за ребенком, чтобы составить полную картину и диагностировать аутизм.
Есть «Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение). Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 2 февраля 2015 г. №31н»
(диспансерное наблюдение)
Медицинские услуги для диагностики заболевания, состояния.
Прием осмотр консультация врача-психиатра детского участкового первично.
Прием осмотр консультация врача-психиатра подросткового участкового первично.
Прием тестирование медицинского психолога первично.
Лабораторные исследования.
ЭКГ и ЭЭГ.
Категория возрастная: дети Пол: любой Фаза: любая Стадия: любая Осложнения: вне зависимости от осложнений Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно Форма оказания медицинской помощи: плановая. Средние сроки лечения (количество дней): 3
2. Врачи настаивают на госпитализации, мотивируя это тем, что постановить его в амбулаторных условиях невозможно. Документа, обязывающего госпитализировать психиатрического больного для постановки диагноза нет.
3. Медучреждения зачастую и неправомерно настаивают на прикреплении к поликлинике или ПНД по месту постоянной/временной регистрации, наблюдении именно там.
У участкового врача по месту постоянной регистрации наблюдаться необязательно. Любое государственное медицинское учреждение наделено компетенцией постановки диагноза профильным специалистом.
Это право гражданам дает Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)
Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4. Недостаточное информирование родителей о результатах тестов, исследований проведенных ребенку.
Неправомерный отказ в предоставлении информации. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 июня 2016 г. N 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
п. 4 Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
5. Касательно выдачи копий медицинских документов, отказ регулярный, но прямой обязанности у медиков на сегодняшний день нет: Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» (подготовлен Минздравом России 26.03.2019)
6. Медицинские специалисты настаивают на проведении определенных тестов и исследований, неправомерно.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. N 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Примечание к подпункту 5.1.2. Общие расстройства психологического развития F84 Детский аутизм Атипичный аутизм Синдром Ретта Синдром Геллера.
При невозможности оценки степени интеллектуального дефекта методикой Векслера в связи с особенностями клинической симптоматики и возраста ребенка оценка производится только клинически по результатам динамического наблюдения (заключение ВК ПНД).
Это следует из пункта 7 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:
п. 7 В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
7. Основная проблема родителей – огромное количество околомедицинской информации.