Eye-treker Как коммерческая технология помогает общаться безречевым людям

22 июля, 2019

 

Eye-treker (ай-трекер) (букв. «отслеживатель глаза» (англ.)) – небольшой прибор, позволяющий определить направление взгляда человека на исследуемую поверхность.

Например, в магазинах по направлению взглядов покупателей расположены самые дорогие товары. А на сайтах в места, куда пользователь смотрит чаще всего — вставляются рекламные баннеры.

Однако технологию «отслеживания глаз» можно использовать в коммуникаторах. Полностью парализованный человек в состоянии сфокусировать взгляд и немного его перевести.

Этого достаточно, чтобы ай-трекер смог уловить направление взгляда, а человек смог передавать вам информацию.

Небольшой прибор с трёх точек отслеживает направление взгляда на планшет (наблюдение с нескольких точек позволяет отследить направление взгляда, даже если у человека косоглазие, зрачок не полностью подвижен, либо если человек в очках). Планшет настроен так, что задержка взгляда в одной точке (например, на полторы секунды) воспринимается программой как клик.

Помимо самого устройства слежения, в комплект входит программа, которая устанавливается на ноутбук или планшет. Коммуникатор готов.

Разработчики и пользователи утверждают, что положительная динамика от занятий с ай-трекером возможна практически у любого ребёнка. Например, те же цвета гораздо интереснее учить не теоретически, а раскрашивая картинки; ребёнок со спастикой в руках сможет это сделать только взглядом.

Иногда после начала использования ай-трекера выяснялось, что пациент с тяжёлым ДЦП не только всё понимает, но даже умеет читать, свободно пользуется интернет- поисковиками и социальными сетями.

К сожалению, оборудование это дорогое, импортное, настоящим выходом было бы получить ай-трекер за счёт государства. Для этого прибор необходимо вписать в ИПРА – индивидуальную программу реабилитации и адаптации.

Как это сделать, рассказывает Наталья Марьина, директор по проектам в РОО помощи детям с РАС «Контакт»: «Сразу скажу такого опыта, чтобы ай-трекер выдавали ребёнку, у меня, к сожалению, пока нет. На сегодняшний день ай-трекеры не вписаны в перечень ТСР, и работа с ними в России в любом случае будет считаться образовательным экспериментом. Но я понимаю механизм, по которому оформляются документы.

Ай-трекер – это прибор, участвующий в обучении. Значит, для вписания его в ИПРА комиссии ПМПК нужно предоставить заключение любого педагогического учреждения, что при работе с ай-трекером ребёнок демонстрирует положительную динамику.

На сегодняшний день ай-трекеры уже используются в КРОЦ. Это могут быть также рекомендации Федерального ресурсного центра по аутизму.

Ай-трекер должен быть вписан в документы как «образовательная технология» и может быть рекомендован ребёнку с нарушением образовательных функций.

Сложность состоит в том, что ай-трекеры до сих пор используются не во всех учреждениях, работающих с безречевыми детьми. Соответственно, специалисты, у которых нет непосредственного опыта использования этого прибора, рекомендовать его не могут.

Теоретически в ситуации есть ещё один выход. Если на примете есть семья, у которой такой прибор уже есть, образовательная организация, может попытаться заключить договор о добровольном сотрудничестве на предоставление оборудования с владельцами ай-трекера.

С ребёнком в этом случае оптимально было бы провести несколько сеансов и зафиксировать улучшение хотя бы одного параметра. Например, «улучшилась скорость ответа ребёнка на определённое задание или действие»

Прочитать полный текст  статьи