Итоги грантового конкурса проекта «Инклюзивный музей»
31 июля 2022
Подведены итоги грантового конкурса проекта «Инклюзивный музей».
В конкурсе 2022 года приняли участие проекты из 29 субъектов России. Важно отметить, что каждый год на музейной карте инклюзивного поля появляются все новые институции, представляющие сильные и устойчивые практики. В этом году в конкурсе отбор прошло 56 проектов: 19 заявок в номинации «Инклюзивное развитие» и 37 заявок в номинации «Инклюзивный старт».
Заявки оценивались Экспертным советом, состоящим из специалистов музеев, представителей общественных организаций, работающих с людьми с инвалидностью, а также родителей детей с ментальными особенностями. При оценке заявок члены Экспертного совета руководствовались критериями, которые указаны в «Положении о конкурсе».
Грантовый конкурс проводится в рамках направления по работе с посетителями с особенностями ментального развития проекта «Инклюзивный музей», который реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России), при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Данный конкурс, учрежденный в 2022 году, включает две номинации:
- «Инклюзивное развитие» — для музеев, имеющих опыт проведения инклюзивных мероприятий и желающих развивать свои программы;
- «Инклюзивный старт» — для музеев, которые впервые планируют реализацию подобных программ на систематической основе.
Победитель номинации «Инклюзивный старт» – проект семейной мастерской «Жёлтый кружок» Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова
Проект «Семейная мастерская «Жёлтый кружок» направлен на создание в музее семейного доверительного пространства для социокультурной реабилитации детей с ментальными особенностями через совместное со-творчество детей и родителей. Эксперты отметили проработанность каждого этапа проекта: от обучения сотрудников и до погружения родителя вместе с ребенком в творческий процесс.
Победитель номинации «Инклюзивное развитие» – инклюзивный музейно-образовательный проект «Экспедиционный блокнот № 3. Ёж и К» Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
Дети вместе с сотрудниками музея отправятся в экспедицию по музею, познакомятся с естественно-научной коллекцией и и узнают о том, как В.К. Арсеньев изучал животных, исследовал и охранял природу Приморского края. Во время посещения площадок музея ребята будут вести собственный экспедиционный блокнот, а по завершению проекта они представят свое путешествие группам, которые не смогли пойти в экспедицию.
Эксперт РОО помощи РАС «Контакт», руководитель Autistic City (проект поддержки взрослых в спектре аутизма) Антонина Стейнберг — член Экспертного совета конкурса и автор части материалов, призванных помочь в построении инклюзивной среды в культурных институциях.
Дайджест «Рекомендации по участию в конкурсе музейных инклюзивных программ», в котором представлены рубрики:
- «Взгляд эксперта» – в ней члены Экспертного совета и кураторы конкурса отвечают на значимые и насущные вопросы, связанные с социокультурным проектированием инклюзивных проектов
- «Советы музеев-победителей» с кратким описанием своего опыта от руководителей проектов, победивших в прошлом конкурсе.
Подборка материалов, которые могут быть полезны при разработке программ для посетителей с ментальными особенностями:
- Методическое пособие «Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях»: https://in-museum.ru/edocs/metodicheskoe-posobie-soczialnye-istorii-i-instrumenty-vizualnoj-podderzhki-v-muzeyah/
- Чек-лист «Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями» https://drive.google.com/file/d/19Ul_4DNRMizd-nMjTcfl30-2RjH4rM9K/view
- Сборник сценариев музейных занятий для детей с особенностями ментального развития: https://in-museum.ru/edocs/sbornik-luchshih-sczenariev-muzejnyh-zanyatij-dlya-detej-s-osobennostyami-mentalnogo-razvitiya/
- Рекомендации по организации и проведению занятий в музее для людей с ментальными особенностями: https://drive.google.com/file/d/12hTJyhKlqRGvQb_cSmOrDUPeklEt6L5e/view?usp=drivesdk
- Запись публичного вебинара «Целеполагание и сбор обратной связи при реализации инклюзивной работы музея»: https://in-museum.ru/edocs/zapis-vebinara-czelepolaganie-i-sbor-obratnoj-svyazi-pri-realizaczii-inklyuzivnoj-raboty-muzeya/
- Запись публичного вебинара «Критерии оценки успешности инклюзивных музейных практик»: https://in-museum.ru/edocs/zapis-vebinara-czelepolaganie-i-sbor-obratnoj-svyazi-pri-realizaczii-inklyuzivnoj-raboty-muzeya/