Парламентские слушания “О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации»

27 июня 2019

Член Совета ВОРДИ, Исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова приняла участие в работе Парламентских слушаний “О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации”.

Текст предложений, направленный в Думу по итогам слушаний:

26 апреля 2019 года в Общественной Палате Российской Федерации состоялся II Съезд Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ).

В работе II Съезда ВОРДИ приняли участие более 200 представителей из 58 субъектов Российской Федерации.

В обсуждении проблем и конструктивном диалоге в ходе Съезда приняли участие представители Минпросвещения России и других министерств РФ, Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, Федерального ресурсного центра помощи детям и взрослым с РАС, Института проблем инклюзивного образования МГППУ, представители профильных НКО и научного сообщества, ведущие эксперты из различных сфер жизни детей-инвалидов и взрослых инвалидов, нуждающихся в представительстве своих интересов.

Работа велась в ходе пленарного заседания и в пяти секциях съезда, в том числе:«Образование детей с ОВЗ и инвалидностью, включая РАС».

В ходе работы участники съезда положительно оценили усилия, которые предпринимает Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства Просвещения РФ для развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью, а также обозначили следующие проблемные области образования детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью:

· инклюзивное образование

· образование детей с РАС (аутизмом)

· образование детей с ТМНР

· отсутствие минимальных повышающих коэффициентов к подушевому финансированию образования детей с ОВЗ и инвалидностью

Напомним, право выбора образовательной организации принадлежит родителю. У ребенка есть право жить в семье и обучаться, в образовательной организации рядом с домом. Для профилактики социального сиротства доступная система образования для детей с ОВЗ — один из важнейших факторов.

До сих пор, несмотря на все изменения в законодательстве, дети в ряде регионов признаются необучаемыми, и исключаются из системы образования. Необучаемых детей нет! Мы должны учить детей в соответствии с их возможностями и потребностями. До сих пор в рекомендациях ПМПК можно увидеть рекомендации о том, что ребенку не показано обучение в образовательной организации. Для обеспечения возможности обучать самых разных детей у нас с вами есть ФГОС и СИПР, который выводит на первый план не академические, а жизненные компетенции.
Детей с ТМНР – можно и НУЖНО учить. Чего не происходит в регионах в силу определенных причин.
Дети с ТМНР- одна из наиболее сложных категорий обучающихся являются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Как одна из первоочередных мер по обеспечению доступности образовательных учреждений для детей с ТМНР: необходимо разработать на уровне каждого региона Положения об обучении по СИПР.

В регионах отсутствует понимание содержания инклюзивного процесса. Под инклюзией в подавляющем большинстве регионов понимается простое помещение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду, без организации процессов обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, без разработки и создания для них в образовательной организации специальных образовательных условий, что НЕ обеспечивает детям указанных категорий ни социальной адаптации, ни качества их образования. Более того, за инклюзию часто выдается даже не помещение детей в общеобразовательную среду, а простое зачисление в контингент общеобразовательного учреждения: по данным Министерства Просвещения РФ более 170 тысяч детей в России не посещают школу и находятся на надомном обучении. Это дети, в большинстве своем, не получающие положенного им количества часов занятий, и не получающие коррекционных занятий вообще.

В сложившейся образовательной вертикали недостаточно внимания уделяется развитию инклюзивного образования, об этом, в частности, свидетельствует:

— отсутствие на государственном уровне стратегии развития инклюзивного образования,

— неопределенность источников и порядка финансирования инклюзивного образования.

На уровне Российской Федерации необходимо определить уполномоченные органы в сфере образования, ответственные за государственную политику в сфере инклюзивного образования в России и рабочие механизмы внедрения инклюзии.

Условия для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в массовых образовательных учреждениях пока не созданы и, в первую очередь, самые важные – кадровые условия. Педагоги массовых школ зачастую не знакомы с методиками и технологиями обучения детей этой категории. В этой связи,необходимо признать на государственном уровне приоритет за инклюзивным образованием, поставить перед органами государственной власти субъектов, уполномоченных в сфере образования, задачу вывести в инклюзивную среду бОльшую часть детей с надомного обучения, для чего необходимо, в том числе, открытие в образовательных организациях ставок тьюторов и ассистентов.

В то же время как приоритеты на инклюзивное образование, так и совершенствование системы коррекционного образования требуют высокой компетенции специалистов.

В этой связи остро стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров, обеспечения в системе высшего педагогического образования, включая учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, их специализированной подготовки (переподготовки), включающей вопросы организации инклюзивного и специального образования с учетом требований времени.

Указанные проблемы может решить. Для этого необходимо:

— создание научно-методической организации федерального подчинения по развитию инклюзивного процесса в общем и дополнительном образовании, организации ресурсного обеспечения и проведения оценки инклюзивной образовательной практики;

— создание Федерального ресурсного центра по развитию инклюзивного образования (на базе ИПИО МГППУ);
создание Института развития инклюзивного образования (в структуре институтов РАО) могло бы решить указанную проблему.

Без решения вопроса с финансированием, равно как и без утверждения на уровне Российской Федерации минимальных значений повышающих коэффициентов для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, не представляется возможнымобеспечить относительноравный доступ к образованию указанных категорий обучающихся и воспитанников в различных регионах Российской Федерации и, очевидно, невозможно устранить дискриминирующий фактор по принципу здоровья и, что важно, по месту жительства.

Наиважнейшей из всех является тема надлежащего финансирования образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью.Необходимы коэффициенты к подушевому финансированию, установленные Российской Федерацией, которые должны гарантировать получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью минимального уровня гарантий и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных, и результатам их освоения.

Необходимо определить на государственном уровне источники и порядок финансирования инклюзивного образования,при этом установление на федеральном уровне минимальных значений повышающих коэффициентов по каждому виду и варианту адаптированных общеобразовательных программ должно стать приоритетной задачей.

Принципиально важным представляется выстраивание конструктивного взаимодействия между РО ВОРДИ и органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в сфере образования, при проведении по инициативе региональных отделений независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, а также, на основе полученных результатов, создание в регионах рабочих групп по расчету подушевых нормативов финансирования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Считаем необходимым:

— дополнить Проекты Стратегии развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью разделом по развитию инклюзивного образования в РФ;

— совместно с Российской Академии образования рассмотреть вопрос о создании Института инклюзивного образования;

— внести изменения во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в части, касающейся образования на основе СИПР, согласно предложениям, разработанными ФРЦ ИН ТМНР;

— рекомендовать регионам использовать примерное положение об организации образования обучающихся по СИПР, разработанное ФРЦ ИН ТМНР;

— продолжить работу по созданию региональных ресурсных центров по развитию комплексной помощи детям с РАС и региональных ресурсных центров по развитию комплексной помощи детям с ТМНР;

— поддерживать деятельность ФРЦ, направленную на повышение квалификации специалистов, работающих в детьми с ОВЗ и инвалидностью;

— содействовать распространению опыта Волгоградской области по внедрению расчётов повышающих коэффициентов финансирования образования детей с ОВЗ.