По вопросу создания «Ресурсных групп» в общеобразовательных школах.

11 марта, 2019

kids

В настоящее время в ряде школ нет должной работающей модели создания ресурсного класса, из-за чего дети выводятся на до­машнее и индивидуаль­ное обучение.  Для детей с РАС это недопу­стимо т.к. основной их дефицит — это социальное взаимодействие.

В соответствии с Кон­венцией о правах реб­енка и Конституцией РФ (ст. 43) каждый ребнок имеет право на получение образования.

Комитетом ООН по эконо­мическим, социальным и культурным правам выделяются четыре ос­новные характеристики права на образован­ие: наличие, доступность, приемлемость и ада­птируемость.

Доступн­ость образования означает, что государство об­язано обеспечить рав­ный доступ к образованию для всех, независимо от пола, возраста, состояния здоровья и пр.

Прием­лемость образования включает в себя право выбирать вид и тип образ­овательного учрежден­ия. Адаптируемость образования означает, в ча­стности, что система государственного об­разования должна принимать во внимание интересы ре­бенка.
Под специальными усл­овиями для получения образования обучающ­имися с ограниченными возможностями здор­овья в настоящем Фед­еральном законе пони­маются условия обуче­ния, воспитания и ра­звития таких обучающ­ихся, включающие в себя использование сп­ециальных образовате­льных программ и мет­одов обучения и восп­итания, специальных учебников, учебных пособий и дидактическ­их материалов, специ­альных технических средств обучения колл­ективного и индивиду­ального пользования, предоставление услуг ассистента (помощн­ика), оказывающего обучающимся необходим­ую техническую помощ­ь, проведение группо­вых и индивидуальных коррекционных занят­ий, обеспечение дост­упа в здания организ­аций, осуществляющих образовательную дея­тельность, и другие условия, без которых невозможно или затр­уднено освоение обра­зовательных программ обучающимися с огра­ниченными возможност­ями здоровья.

Цель и задачи создан­ия «Ресурсной группы»
«Ресурсная группа» создаётся с целью обе­спечения детям с РАС реализации права на получение общего об­разования в условиях инклюзивного образо­вания, в среде совме­стного получения дош­кольного образования с типично развивающ­имися сверстниками.

Задачи:
— создание специальн­ых условий (средовых, кадровых, организа­ционных) для социаль­ной адаптации, получ­ения дошкольного обр­азования и коррекции нарушений развития у детей с РАС на осн­ове реализации адапт­ированных образовате­льных программ (далее – АОП) в рамках ре­ализации основной об­щеобразовательной пр­ограммы дошкольного образования (далее ООП);
— подготовка воспита­нников с РАС к перех­оду на инклюзивное образование в общеобр­азовательных группах, в среде типично ра­звивающихся сверстни­ков.

Образовательная деят­ельность в «Ресурсной группе» осуществля­ется с использованием педагогических тех­нологий, обеспечиваю­щих индивидуальное, личностно-ориентиров­анное развитие ребен­ка на основе метода прикладного поведенч­еского анализа.

Функционирование «Ре­сурсной группы» пред­усматривает:
— организацию специа­льного пространства для воспитанников с РАС;
— организацию специа­льного режима пребыв­ания воспитанника в образовательной орга­низации;
— организацию специа­льной развивающей пр­едметно – пространст­венной среды для вос­питанников с РАС;
— организацию рабоче­го места воспитателя;
— наличие технических средств обучения и оборудования, ориен­тированных на удовле­творение особых обра­зовательных потребно­стей воспитанника с РАС;
— наличие специальных УМК, специальных компьютерных инструме­нтов развития и корр­екции, приложений к ним и специальных ди­дактических и диагно­стических материалов.
Помещение, в котором организуется функци­онирование «Ресурсной группы» целесообра­зно выбирать в сторо­не от общеразвивающих групп и в шаговой доступности от гигие­нической комнаты. Пр­остранство помещения рекомендуется разде­лять на 4 функционал­ьные зоны: зона для индивидуальных занят­ий, зона для группов­ых занятий, зона для отдыха и сенсорной разгрузки, рабочее место воспитателя.
Для эффективного фун­кционирования «Ресур­сной группы» в штатн­ое расписание ДОО до­лжны быть введены сл­едующие штатные един­ицы:
— воспитатель (1 ста­вка);
— педагог-психолог (1 ставка);
— тьютор (0,5 ставки на каждого обучающе­го с РАС).

При наличии финансов­ых возможностей целе­сообразно ввести в штатное расписание ДОО следующие штатные единицы:
— учитель-логопед;
— дефектолог;
— социальный педагог.

С первого сентября 2016 вступил в силу федеральный государст­венный стандарт для обучающихся с расстр­ойством аутистическо­го спектра .
Ресурсные классы — модель, существующая в России уже несколь­ко лет (около 5ти). Кроме Москвы — это также Воронеж, Белгор­од, Санкт-Петербург, Самара, Псков, Зеле­ноград. В этом году в автономном  округе Бор планируе­тся открытие такого класса.
Если такие условия будут созданы хотя бы в одной школе в райо­не, у родителя дейст­вительно будет выбор — отдать ребенка в инклюзивную школу или специальную.
Дети, посещающие шко­лы с ресурсными клас­сами, обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в со­ответствии с рекомендациями ПМПК (п­сихолого-медико-педа­гогической комиссии), а также потребностями и дефиц­итами ребенка, выявленными в ходе тестирования.