По вопросу создания «Ресурсных групп» в общеобразовательных школах.
11 марта 2019
В настоящее время в ряде школ нет должной работающей модели создания ресурсного класса, из-за чего дети выводятся на домашнее и индивидуальное обучение. Для детей с РАС это недопустимо т.к. основной их дефицит — это социальное взаимодействие.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Конституцией РФ (ст. 43) каждый ребнок имеет право на получение образования.
Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются четыре основные характеристики права на образование: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.
Доступность образования означает, что государство обязано обеспечить равный доступ к образованию для всех, независимо от пола, возраста, состояния здоровья и пр.
Приемлемость образования включает в себя право выбирать вид и тип образовательного учреждения. Адаптируемость образования означает, в частности, что система государственного образования должна принимать во внимание интересы ребенка.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Цель и задачи создания «Ресурсной группы»
«Ресурсная группа» создаётся с целью обеспечения детям с РАС реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования, в среде совместного получения дошкольного образования с типично развивающимися сверстниками.
Задачи:
— создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для социальной адаптации, получения дошкольного образования и коррекции нарушений развития у детей с РАС на основе реализации адаптированных образовательных программ (далее – АОП) в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП);
— подготовка воспитанников с РАС к переходу на инклюзивное образование в общеобразовательных группах, в среде типично развивающихся сверстников.
Образовательная деятельность в «Ресурсной группе» осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка на основе метода прикладного поведенческого анализа.
Функционирование «Ресурсной группы» предусматривает:
— организацию специального пространства для воспитанников с РАС;
— организацию специального режима пребывания воспитанника в образовательной организации;
— организацию специальной развивающей предметно – пространственной среды для воспитанников с РАС;
— организацию рабочего места воспитателя;
— наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанника с РАС;
— наличие специальных УМК, специальных компьютерных инструментов развития и коррекции, приложений к ним и специальных дидактических и диагностических материалов.
Помещение, в котором организуется функционирование «Ресурсной группы» целесообразно выбирать в стороне от общеразвивающих групп и в шаговой доступности от гигиенической комнаты. Пространство помещения рекомендуется разделять на 4 функциональные зоны: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона для отдыха и сенсорной разгрузки, рабочее место воспитателя.
Для эффективного функционирования «Ресурсной группы» в штатное расписание ДОО должны быть введены следующие штатные единицы:
— воспитатель (1 ставка);
— педагог-психолог (1 ставка);
— тьютор (0,5 ставки на каждого обучающего с РАС).
При наличии финансовых возможностей целесообразно ввести в штатное расписание ДОО следующие штатные единицы:
— учитель-логопед;
— дефектолог;
— социальный педагог.
С первого сентября 2016 вступил в силу федеральный государственный стандарт для обучающихся с расстройством аутистического спектра .
Ресурсные классы — модель, существующая в России уже несколько лет (около 5ти). Кроме Москвы — это также Воронеж, Белгород, Санкт-Петербург, Самара, Псков, Зеленоград. В этом году в автономном округе Бор планируется открытие такого класса.
Если такие условия будут созданы хотя бы в одной школе в районе, у родителя действительно будет выбор — отдать ребенка в инклюзивную школу или специальную.
Дети, посещающие школы с ресурсными классами, обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования.