Ре/абилитация людей с РАС: краткая справка

1 июля, 2020

autism

РОО помощи детям с РАС «Контакт» предлагает вашему вниманию справку об ре/абилитации людей с РАС.

По данным Росстата не менее 26% детской инвалидности – вследствие ментальных нарушений. И внутри этого процента значительную долю занимает аутизм. При этом процент детей с ментальными нарушениями продолжает расти. Согласно исследованиям прирост диагностированных случаев составляет 10-15% в год, и уже сейчас аутизм диагностируют у 1 ребенка из 54. Методы ре/абилитации и обучения, разработанные специально для детей и взрослых с РАС, наиболее эффективны и универсально подходят для остальной группы ментальных нарушений.

Аутизм — расстройство, определяющими для которого являются следующие проявления:
• нарушение способности к коммуникации и формированию социальных связей;
• стереотипное повторяющееся поведение.

В связи с этим в реабилитации как детей, так и взрослых на первый план выходят методы психолого-педагогической коррекции. И термин «абилитация» наиболее актуален: в большинстве случаев дети и взрослые с РАС нуждаются не в восстановлении утраченного навыка (реабилитации), а в приобретении и закреплении ранее отсутствующего.

Поэтому в абилитации людей с РАС мы работаем с:
• нарушением социального взаимодействия;
• нарушение вербальной и невербальной коммуникации;
• ограниченным репертуаром реакций;
• моторной неловкостью, характерной для подавляющего большинства детей и взрослых с РАС;
• сложностями саморегуляции.

Среди психолого-педагогических методов эффективными во всем мире считаются методы, основанные на прикладном анализе поведения, использующие его для работы с разными нарушениями.

Среди специалистов, необходимых для работы с детьми и взрослыми с РАС в рамках ре/абилитации:
• психолог (в том числе для проведения коммуникативных групп)
• логопед/речевой терапевт (работа с запуском и развитием речи, альтернативной коммуникацией и т.п.)
• дефектолог (в том числе с навыком составления и реализации СИПР – специальной индивидуальной программы развития ребенка, умксипр.рф)
• музыкальный терапевт
• арт-терапевт
• нейропсихолог
• педагог по развитию социально-бытовых навыков
• двигательный терапевт/специалист по адаптивной физкультуре
• кинезиотерапевт
• театральный педагог

Группы на занятиях должны сопровождать тьюторы.
Все специалисты (включая медицинских работников) должны пройти 1 модуль прикладного анализа поведения, речевой терапевт/логопед должен иметь 2 модуля прикладного анализа поведения (чтобы ознакомиться также с введением и развитием системы альтернативной коммуникации).
Занятия возможны индивидуально, в паре с родителем или в малых группах.
2 первых дня – диагностика и формирование групп
Без поддержки и продолжения обучения по школьным программам в учебном году реабилитация на выезде также малоэффективна, поскольку дети, получая новые навыки, будут терять в школьной программе.

В столовой и с едой:
— блендеры в доступе (трудности с жеванием достаточно характерны для многих детей с РАС, вплоть до 8-10 лет. Родители перемалывают для них обычную еду;
• мультиварки в столовой также позволили бы решить значительную часть проблем;
• возможность организовать малокомплектные смены в столовой, чтобы не так шумно и много народу одновременно;
• возможность приносить еду в номер в оговоренных случаях;
• диетпитание.

На всей территории: визуальные расписания, расписание меню и вся навигация на территории должна быть наглядной и четкой, карточки/картинки.

Ре/абилитация должна продолжаться и после возвращения с выезда. Для этого родитель должен не только знать как поддержать и развить дальше приобретенные во время реабилитации навыки, где продолжить занятия и получить необходимую помощь, но и обладать ресурсом – прежде всего психологическим. По данным исследований родители детей с ментальными нарушениями и аутизмом имеют посттравматическое расстройство (ПТСР), сравнимое с ветеранами боевых действий. Но, в отличие от военных, с этой войны они не возвращаются в мирную жизнь. Острый хронический стресс приводит к соматическим проблемам, а порой и провоцирует психические нарушения. В культуре у нас – самопожертвование ради ребенка всем. Однако это тупиковый путь, т.к. родители, подорвав свое здоровье, не способны также оказать помощь и поддержку своему ребенку. Поэтому групповая, индивидуальная и в паре с ребенком работа с родителями для улучшения навыков психогигиены, профилактики и борьбы со стрессом, улучшения навыков саморегуляции, релаксации крайне важны в рамках ре/абилитационных программ. Это могут быть группы психологической поддержки, йога и дыхательные практики, арт-терапии и другие формы работы.

Около 60% детей и взрослых с аутизмом имеют сопутствующие соматические заболевания (например, достаточно часто встречаются различные нарушения работы ЖКТ, или дисплазии, или эпилепсия и т.п.). Таким образом, в реабилитации важны также такие составляющие как общее физическое укрепление и улучшением координации, так и процедуры, направленные на решение проблем с соматическими заболеваниями, нормализацией физического здоровья.

Из процедур наиболее эффективно:
• массаж (выборочно, показано и возможно не всем)
• ванны
• соляная пещера
• бассейн (!)