«Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании» — магистерская образовательная программа в МГПУ
1 июля 2019
МАГИСТЕРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании»
Направление: 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Направленность программы: «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании» Программа
реализует вид деятельности: психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: магистр
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года
Требования к абитуриентам: Базовое образование при поступлении: высшее (диплом бакалавра,
специалиста, магистра). Желателен опыт психологической, педагогической деятельности и умение учиться.
Поступление: необходимо сдать междисциплинарный устный экзамен (см. программу вступительных
испытаний)
Руководитель программы: Самсонова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент,
руководитель научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ
Научный консультант программы: Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук,
доцент, проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного
образования МГППУ
Выпускающая кафедра:
Чему обучают? Программа направлена на формирование у магистрантов профессиональных компетенций,
способствующих разработке и реализации технологий тьюторской деятельности по сопровождению детей с
особыми образовательными потребностями.
Магистранты научаться:
· Диагностировать особые образовательные потребности, интересы, запросы обучающихся
· Определять ресурсы образовательной среды, в том числе и коррекционно-развивающие, и создавать
развивающую образовательную среду для обучающихся,
· Сопровождать обучающихся в проектировании и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов, проектов, программ.
Кого готовят? Высококвалифицированных специалистов, способных диагностировать особые
образовательные потребности обучающихся, разрабатывать и реализовывать технологии тьюторского
сопровождения и средства адаптации образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными
потребностями в образовательных организациях.
Где смогут работать магистранты:
В вузах и колледжах, институтах повышения квалификации психолого-педагогического профиля, в
образовательных организациях различных форм собственности; в психолого-педагогических центрах
психологических консультациях; научно-исследовательских институтах и лабораториях, занимающихся
проблемами образования и социальной сферы; государственных и благотворительных организациях,
помогающих различным категориям населения.
Особенности программы:
В учебном процессе участвуют известные Российские ученые:
Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, проректор по инклюзивному
образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования
МГППУ
Ковалева Татьяна Михайловна — доктор педагогических наук, профессор МГПУ, президент Тьюторской
Ассоциации.
Зарецкий Виктор Кириллович — кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной
и групповой психотерапии.
Карпенкова Инна Вячеславовна – кандидат социологических наук, тьютор, член тьюторской ассоциации
Самсонова Елена Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-
методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ
Семаго Михаил Михайлович — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института
проблем инклюзивного образования
Семаго Наталья Яковлевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института
проблем инклюзивного образования
Сунько Татьяна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальное и дефектологическое образование, методист Института проблем инклюзивного образования МГППУ.
Шеманов Алексей Юрьевич, доктор философских наук, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ
Осваиваемые компетенции: компетенции, осваиваемые в соответствии с образовательным стандартом
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» по реализуемым видам деятельности: психолого-
педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
магистранты освоят такие дополнительные компетенции такие, как:
· умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и
совместную деятельность участников образовательных отношений
· умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для
решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы
позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в
организации, осуществляющей образовательную деятельность
· готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании
· способность выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей
работы с обучающимися с ограниченными возможностями
· готовность конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных профессий по вопросам
развития способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного
развития обучающегося и задач каждого возрастного этапа
· умение разрабатывать рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
· способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в
обучении, поведении и развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· способность консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации
образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Особенности обучения: Обучение по программе организовано по семестрово-модульному принципу.
Всего 6 модулей обучения.
Каждый модуль обучения содержит теоретическое обучение, практику, научно-
исследовательскую и самостоятельную работу.
Начало занятий в магистратуре: 1 сентября.
Трудоемкость программы, всего – 120 зачетных единиц (1 зачетная единица = 36 академических часов).
Теоретическое обучение – 54 зач. ед.
Практики, НИР – 57 зач. ед., в том числе учебная практика – 3 зач. ед.,
производственная практика – 15 зач. ед.,
научно-исследовательская работа– 27 зач. ед.,
преддипломная
практика – 12 зач. ед.
Государственная итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка диссертации) – 6 зач. ед.
Контакты и информация: Адрес: 120909, Москва, Спасский тупик, д. 6, стр.1.
Факультет (деканат): Клинической и специальной психологии (деканат): Тел. 8(499) 975-2528,
Подробности на Сайте
E-mail: факультета sp.mgppu@mail.ru
Руководитель программы: Самсонова Елена Валентиновна, Тел. 8(916)5242546, E-mail: samsonovaev@mgppu.ru Координатор программы: Альбов Александр Сергеевич, Тел. 8(499) 975-2528, E-mail: albovas@mgppu.ru