«Многогранность особых образовательных потребностей»

Конференция | 24 марта 2022

I региональная конференция со всероссийским участием
«Многогранность особых образовательных потребностей.
Психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи
с учётом их индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей»

 

Организатор:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «Семья и школа»
При информационной и технической поддержке:
Свердловская региональная общественная организация «Здоровые люди»,
Некоммерческая организация «Развитие без границ»

Дата конференции: 24 марта 2022г.

Программа конференции.

Научно-практическая конференция была посвящена обсуждению направлений и содержания психолого-педагогической работы по оказанию помощи, сопровождению развития детей, подростков и молодежи с различными образовательными потребностями (РОП) в условиях системы общего и дополнительного образования. Её работа была направлена на расширение и углубление психолого-педагогических компетенций в вопросах работы с образовательными потребностями современных обучающихся, будь то ребенок с ОВЗ, одаренный ребенок или проблемы подростков и молодежи.

Конференция проводилась на онлайн-платформе Pruffme и включала в себя пленарное заседание и работу трех секций: «Вопросы сопровождения развития детей с ОВЗ»; «Сопровождение личностного развития детей, подростков и молодежи»; «Сопровождение и технологии работы: одаренные дети». Участники имели возможность послушать доклады, вызывающие у них наибольший интерес, в разных виртуальных комнатах.

В секции «Вопросы сопровождения, развития детей с ОВЗ» приняли участие представители РОО помощи детям с РАС Контакт»:

Елена Багарадникова, исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт», выступила с докладом «Практика выстраивания принимающей среды для детей с ОВЗ в школе. Роль и формы сотрудничества и взаимодействия с их родителями».

Ирина Кулешова, волонтёр РОО помощи детям с РАС «Контакт», дефектолог, поведенческий аналитик, куратор инклюзивного образовательного проекта «КОМПАС» школы №2070. (г. Москва), сделала доклад «Взаимодействие детей с РАС со сверстниками. Плюсы очевидные и скрытые».

 

letter

На пленарном заседании обсуждались вопросы современных исследований и подходов к оказанию помощи детям, подросткам и молодежи с РОП.

Отмечая необходимость дальнейшего расширения и укрепления сотрудничества и педагогической мобильности специалистов системы образования всех уровней в региональном и общероссийском формате с целью решения актуальных задач современной педагогики и психологии, участниками Конференции были выработаны и одобрены следующие рекомендации и решения:

1. Признать актуальность темы, заявленной в конференции, и рассматриваемых в рамках секций теоретических и практических вопросов по психолого-педагогическому сопровождению детей, подростков и молодежи с учетом их индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей;

2. Отмечая представленный на конференции успешный опыт реализации педагогической мобильности и высокий уровень организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях города Москвы, рекомендовать всем заинтересованным структурам и организациям содействовать расширению партнёрских отношений с коллегами из Москвы;

3. Инициировать использование образовательными организациями представленного на Конференции опыта работы по внедрению инновационных педагогических технологий;

4. Учитывая ключевые идеи ФЗ «Закона об образовании в РФ» о развитии личностных компетенций у детей, подростков и молодежи, активизировать деятельность по внедрению в образовательное пространство учреждений образования технологий проектного обучения, позволяющих обеспечивать освоение жизненно важных умений обучающихся через действие: распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы; определить перспективу и спланировать необходимые шаги; найти и привлечь необходимые ресурсы; реализовать имеющийся план; при необходимости внести в него коррективы; оценить достигнутые результаты; осуществить презентацию результата;

5. Совершенствовать условия предоставления максимально широкого спектра образовательных возможностей для формирования навыков мыслительной, аналитико-прогностической и организаторской деятельности учащихся через урочные и внеурочные занятия;

6. Обратить внимание на поиск новых форм внедрения в практику организации внеурочной деятельности обучающихся, механизмов использования ресурсов сетевого взаимодействия образовательных организаций различного типа и ведомственной принадлежности, обеспечивающих доступность и возможность реализации сетевых образовательных программ;

7. Образовательным организациям активизировать работу по воплощению механизмов мотивации талантливых и одарённых школьников к занятиям учебно-исследовательской и проектной деятельностью, эффективному использованию форм электронного обучения для повышения эффективности деятельности педагогов, работающих с детьми, проявившими выдающиеся способности;

8. Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

9. Продолжить просвещение родителей по вопросам инклюзивного образования и популяризацию его идей, в том числе с активным использованием потенциала СМИ и посредством организации конкурсов педагогического мастерства;

10. Рекомендовать образовательным организациям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, активнее применять междисциплинарный подход в диагностике и коррекционно-педагогической деятельности.

11. Всем заинтересованным структурам, учреждениям и образовательным организациям продолжить работу по разработке и внедрению в практику технологий социальной адаптации детей с ОВЗ и профилактике правонарушений среди таких учащихся.

12. Издать материалы региональной научно-практической конференции со всероссийским участием «Многогранность особых образовательных потребностей. Психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с учётом их индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей» в виде сборника научно-практических статей, соответствующего требованиям РИНЦ.