«Карусель вопросов»

11 декабря 2022

ferris-wheel

Наши коллеги поделились с нами полезными материалами, позволяющими использовать методику при проведении коммуникативных групп.

Методика развития коммуникативных навыков в групповом формате у детей с РАС и не только
«Карусель вопросов»
(Сергиенко А.И., Лукина А.Н., 2022)

Все, наверное, помнят песенку из мультика Карусель, которая каждый раз дает начало новой истории. А у нас получилась своя «Карусель вопросов» — методика для развития коммуникативных навыков у детей с РАС и не только!

Коммуникативные группы для детей с расстройствами аутистического спектра — очень важный элемент коррекционной работы. Хотя, они полезны любому ребенку в рамках общего развития! На этих группах обычно занимаются развитием эмоционального интеллекта, учатся слушать, слышать, вести беседу, делать что-то вместе, говорить о себе и о другом, укрепляют свое Я и учатся справляться с разными ситуациями… можно долго продолжать!

Сейчас хотелось бы поделиться методикой для развития интравербальной коммуникации в групповом формате. Интравербальная коммуникация — это общение с другим человеком с помощью устной речи, жестов, мимики.

Методика «Карусель вопросов» родилась в процессе работы в Федеральном ресурсном центре по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра. Апробировалась она на нескольких классах, образование в которых проходит также по разными программам – 8.1., 8.2 и 8.3. Методика показала себя хорошо в каждой группе детей, разница была в скорости и полноте выполнения заданий, а также в подходе ведущего к озвучиванию детям инструкций.

Что особенно порадовало – дети спустя несколько месяцев продолжали спонтанно и по собственной инициативе задавать вопросы, которые отрабатывались в методике.

Это еще раз подтверждает важность коммуникативной группы для детей с РАС, так как даже при желании общаться, у ребенка часто возникают сложности и непонимание – какой вопрос можно задать, о чем можно поговорить.

Методика «Карусель вопросов» позволяет оформить диалог в нужное русло. Дети с РАС часто могут вести между собой или со взрослыми очень интересные диалоги, но, преимущественно, спонтанно и только про себя, не учитывая собеседника. Когда же с визуальной подсказкой дети по очереди говорят друг про друга, то появляется определенная структура беседы, осознанность и возможность настроиться на одну «волну», что в итоге способствует созданию диадных отношений или даже коллектива.

Кроме всего прочего, на коммуникативной группе, выполняя задания «Карусель вопросов», дети получают представление о себе, своих возможностях и предпочтениях, что является основой формирования образа Я и самосознания.

Апробируя методику «Карусель вопросов» мы провели небольшое исследование и написали статью.

Прекрасно подходит «Карусель вопросов» и для этапа знакомства! Особенно, когда надо отработать диалог с другим ребенком.

Почему «Карусель вопросов»? А потому что одни и те же вопросы задаются в течении всего цикла занятий. Дети все время с ними соприкасаются с разных сторон и, как показал опыт, внедряют потом в свою жизнь.

Вопросы — как лошадки разного цвета на карусели. Ребенок выбирает в начале одну, потому другую… а кто-то из детей сидит на третьей… и все вокруг такое интересное, ветер в лицо, смех радость… пейзаж один и тот же по кругу… ощущение единства с теми, кто сидит с тобой на карусели… и — это жизнь!

Методика не претендует на уникальность и само собой существуют похожие… Это наш с Анна Лукина взгляд, и мы рады поделиться своим опытом.

Кандидат психологических наук,
клинический психолог,
Сергиенко Анна

Методика развития коммуникативных навыков у детей с РАС и не только «Карусель вопросов» (Сергиенко А.И., Лукина А.Н., 2022)