Ответы на вебинар «Прямой эфир с Родительской приёмной»

12 декабря 2022

problem

16 ноября 2022 г. состоялся бесплатный вебинар для родителей, на котором Елена Багарадникова ответила на актуальные вопросы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и в том числе с ментальными нарушениями, включая аутизм.

Вебинар был организован РОО помощи детям с РАС «Контакт» при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы и Благотворительного фонда «Нужна помощь».

Запись вебинара:

В ходе вебинара мы получили много вопросов и выкладываем на них письменные ответы.

1. Вопрос: Обязательно ли сдавать детям с ЗПР тест Векслера перед прохождением ЦПМПК для школы?
Ответ: Зачем нам нужен тест Векслера? Мы хотим померить интеллект для того, чтобы понять, какой из четырех уровней предлагаемых АООП наиболее подходит конкретному ребенку. Например, программы с цифрой .1 — 6.1, 8.1, 5.1 и т.д. — это программы, предполагающие интеллектуальное развитие ребенка, сопоставимое с его нормотипичными сверстниками. Каким образом может происходить измерение уровня интеллекта?

Для того, чтобы точнее определить уровень интеллектуального развития — нормотипичное это или задержка психического развития (программы с цифрой .2), или интеллектуальное нарушение (цифра .3 или 9.1) или тяжелая умственная отсталость (цифра .4 или 9.2), нужно предпринять некоторые действия. Обязательно ли это прохождение теста Векслера? Нет, можно обойтись и без него. Потому что тест Векслера — это методика устаревшая, она не подходит для детей с РАС, а также многим другим детям, особенно невербальным. Что делать, если психиатр настаивает на прохождении этого теста?

На самом деле психиатр может опираться на собственные клинические наблюдения, на их основании поставить диагноз. Есть второй путь — он может использовать другие тестовые методики для оценки уровня интеллекта, к примеру, тест Лейтера. На приеме сложно ожидать от психиатра, чтобы он провел полноценное обследование.

Третий путь — психиатр может опираться на заключения специалистов, которые работают с ним постоянно. Поэтому на прием психиатра можно принести заключения логопедов, дефектологов, психологов, специалистов по АВА, которые с ребенком занимаются.

Что делать, если врач отказывает в написании такого заключения без прохождения теста Векслера? Как и во всех остальных случаях, необходимо написать заявление на имя главврача того медицинского заведения, где работает данный специалист. Напомню, что психиатры в детских поликлиниках не являются сотрудниками данных поликлиник, они трудятся там по договору, они являются сотрудниками либо ПНД, либо психиатрической больницы. Поэтому пишется заявление на имя главврача того учреждения, к которому относится данный врач: «Я прошу установить моему ребенку диагноз (или уровень интеллектуального развития) на основании…» и дальше пишется либо на основании теста Лейтера, либо на основании клинических наблюдений, либо на основании предоставленных заключений специалистов, работающих с ребенком. От проведения теста Векслера можно отказаться в этом же заявлении. Дата, подпись, обязательно регистрируется со входящим номером и датой.

Можно опереться еще на заключения других врачей, в том числе и из негосударственных клиник. Важно, чтобы клиника имела медицинскую лицензию, тогда заключение данной клиники имеет такую же юридическую силу, как и государственной. Где лечиться, где наблюдать ребенка — выбирает родитель.

2. Где можно пройти тест Лейтера, чтобы его приняла во внимание ЦПМПК и ВК?
Ответ: Может ли требовать ЦПМПК результаты тестирования, проведенные в любых клиниках? Нет, не может. Почему тест Лейтера приобретает такую популярность, используется психиатрами и психологами?

Потому что опираются на документ под названием «Клинические рекомендации по аутизму», утвержденный Минздравом РФ, и в нем в перечне рекомендуемых тестов есть тест Лейтера. Так что если какой-то врач говорит, что тест Лейтера ему не подходит, нужно сослаться на «Клинические рекомендации по аутизму», где указано, что данный тест валиден.

Поскольку тест Лейтера очень новый для нашей страны, его мало где можно найти. В государственной системе он используется в двух местах — центр Сухаревой, НИИ педиатрии. В данных учреждениях есть психиатры, которые могут на основании данной диагностики дать свое заключение, которое будет применимо для ПМПК. Потому что сам по себе тест Лейтера позволяет установить актуальный уровень развития ребенка, увидеть его перспективы и возможности, но это тест довольно сложен для расшифровки и понимания психиатрами. Как только большее количество психиатров научатся расшифровывать тест Лейтера, дело пойдет гораздо быстрее.
И сейчас можно пройти тест в других местах — в частных клиниках, обладающих медицинской лицензией. И потребовать письменно, чтобы эти результаты были учтены и приняты во внимание.

3. Может ли частная клиника оформить инвалидность?
Ответ: это возможно. Формально любая частная клиника может оформить инвалидность. Проблема в том, что мало какие клиники это пока практикуют. Но потихоньку ситуация меняется: люди оформляют инвалидность через частные клиники. Спросить можно любую. Рекомендую посмотреть наши вебинары. О возможностях частной медицины в психиатрии.

4. Существует ли список школ, в которых есть ресурсные и автономные классы?
Ответ: Нет, такого списка не существует. По той простой причине, что сам по себе список ничего, кроме статистического интереса, собой не представляет. Попасть в ресурсный или автономный класс почти невозможно со стороны. Само по себе наличие ресурсного или автономного класса не говорит нам о том, что в этой школе будет создан еще один ресурсный или автономный класс. По сути эта информация ничего за собой не несет.

Ознакомьтесь с нашими материалами по ресурсному классу. Основная трудность, с которой вы столкнетесь при создании ресурсного класса — внедрение Прикладного анализа поведения (ПАП, по-английски АВА) в школу. Без ПАП невозможно создание автономного или ресурсного класса. Ответ, как это может быть профинансировано, есть в наших вебинарах по ресурсным классам. Это основная статья незапланированных расходов, это задача очень непростая. Все, кто посмотрят цикл, могут прийти к нам на консультацию, и мы будем рассказывать и отвечать на конкретные вопросы по ресурсным классам.

5. В чем разница программ 8.3 и 8.4 при поступлении в 1 класс?
Программы 8.3 и 8.4 — нецензовые, неаттестационные, для детей с РАС и легкой степенью УО (умственной отсталостью), если 8.3 и умеренной, тяжелой или глубокой УО, если 8.4.

Программы отличаются довольно существенно. Программа 8.3 пусть и очень упрощенная, пролонгированная (6 лет начальная школа), но все равно будет похожа на программу общеобразовательную, то есть очень большой академический компонент в программе 8.3. В рамках начальной школы возможен переход с 8.3 на 8.2. Или наоборот — с 8.2 на 8.3.

В программе 8.4 выходит на первый план неакадемический компонент, составляется специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Этот СИПР составляется для каждого ребенка с программой 8.4, 9.2 и т.п. СИПР подразумевает, что ребенок учится по индивидуальной программе, включающей в себя основные жизненные компетенции, то есть освоил элементарные математические знания, например. Для разработки СИПР есть очень удобный инструмент, который разработал федеральный центр по тяжелым и множественным нарушениям (ТМНР) — конструктор СИПР. Школы часто испытывают трудности с составлением таких программ, потому что не имеют опыта.

умксипр.рф — этот конструктор позволяет составить СИПР даже человеку, который впервые с этой необходимостью столкнулся. Если возникают технические сложности с составлением СИПР, ФРЦ по ТМНР оказывает методическую поддержку родителям и специалистам, проводит обучающие семинары. У них на сайте большое количество разных вебинаров, материалов, которые позволяют разобраться, как составлять СИПР, что для этого нужно, есть обучающий курс.

6. Значит ли это, что для 8.1 СИПР не будет разработан?
Ответ: СИПР разрабатывается для 8.4, либо СИПР может быть разработан для 8.3. СИПР касается областей жизненной компетенции. Программа 8.1 предполагает большую коррекционную составляющую, специалисты коррекционного блока будут формировать жизненные компетенции с учетом тех задач, которые нужно решить. Какие задачи они должны решать, перечислено в одном из трех базовых документов: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ОВЗ, примерная АООП, которая прописана в заключении ПМПК, требования к реализации АООП.

К сожалению, требованиям к реализации АООП уделяется довольно мало внимания, а там довольно простым языком написаны очень полезные вещи. Требования к АООП 8.1.

7. В положении о ППК школы написано, что родитель имеет право узнавать обо всех видах диагностики и давать разрешение на них. Это разрешение дается на каждую диагностику или один раз на все?
Ответ: Мы здесь столкнулись с интересной ситуацией, когда ребенку провели в школе внезапно тест Векслера. По умолчанию требование к родителю давать согласие на каждую манипуляцию нигде в законе не прописано. Мы с вами пишем каждый год одно и то же заявление: «Прошу предоставить моему ребенку все специальные образовательные условия, прописанные в заключении ЦПМПК». Родитель является полноправным участником внутреннего психолого-педагогического консилиума (ППК) образовательной организации. Это значит, что как минимум само заключение ППК дается родителю хотя бы для ознакомления под подпись. Но мы просим родителей стараться включаться в работу ППК, они имеют на это полное право. Пишется заявление: «Прошу приглашать меня как законного представителя ребенка на все проводящиеся Психолого-педагогические консилиумы». Если вы участвуете в консилиумах, без вашего ведома никакие тестирования проведены быть не могут.

8. В качестве КИМ по предмету Окружающий мир, программа 8.2, 1 класс, учитель предлагает неадаптированный официальный буклет тестов к учебнику Плешакова, я с таким вариантом оценивания усвоения программы категорически не согласна, мои действия?
Ответ: По контрольно-измерительным материалам и по адаптации материалов в целом у нас есть целый плэйлист вот здесь.

Первое, что нужно сделать — включиться в работу консилиума (ППК), потому что вопросы оценивания могут решаться именно там.

Напомню, что первый класс безоценочный. Писать тесты или не писать — решать вам. Если тест неадаптированный, можно написать письменное заявление превентивно про все тесты, которые будут проводиться: «В связи с тем, что тесты не адаптированы под программу моего ребенка, от проведения тестирования отказываюсь». Дата, подпись, регистрируем в канцелярии директора образовательного комплекса (Москва) или школы (другой регион).

В первом классе такого заявления должно быть достаточно. В следующих классах начинаем с того, что пишем заявление, где просим предоставить критерии оценивания по адаптированным программам. Во многих школах принят такой документ, как критерии оценивания по адаптированным программам. Вопрос решается очень по-разному, если же нет такого документа, нужно опираться на то, каким образом прописана в АООП система оценивания, какие к ней требования. Стараемся привести КИМ к тому виду, какой посилен для ребенка и релевантен для того, чтобы оценить его успехи на данный момент.

9. При программе 8.1 можно ли, если потребуется, продублировать год решением ППК школы или необходимо заново пройти ЦПМПК для понижения программы до 8.2?
Ответ: в этом вопросе нет указания на то, что речь идет про первый класс. Пролонгация для программы 8.й не предусмотрена, но возможен повтор года. Повтор года — это опция, доступная для обучающихся по АООП, не аттестованных по двум основным предметам (2 по русскому и математике). Пролонгация в основном осуществляется за счет первого класса (не обязательно, но чаще всего), повтор года же возможен в любом классе. И мы можем повторить в начальной школе любой год, начиная со второго класса.

Если же нам в первом классе становится понятно, что ребенок не успевает по программе, я бы рекомендовала все-таки понизить программу, потому что технически пролонгация по программе 8.1 не предусмотрена, а по итогу первого класса никакой двойки быть не может. Поэтому имеет смысл пройти ПМПК и понизить до 8.2. Либо спокойно окончить первый класс, а во втором классе перейти на индивидуальный учебный план (ИУП), который подразумевает, что можно с ребенком все те моменты, которые не получаются, в которых ребенок испытывает сложности, подтянуть в индивидуальном порядке.
Заявление на ИУП.
И статья в нашем бюллетене.

10. Подскажите, пожалуйста, как происходит зачисление в коррекционные школы? И когда необходимо подавать документы?
Ответ: На этот вопрос не берусь ответить, потому что это тайна, покрытая мраком. По практике, которую мы видим, зачисление происходит сначала из тех детей, которые относятся по прописке к данной школе. Как происходит зачисление последующих детей, нам неясно, к сожалению. Единственный способ, которым мы можем это хоть как-то выяснить — написать заявление, письменно или через портал mos.ru.

Подавать документы нужно, скорее всего, в апреле, объявление об этом тоже будет на mos.ru, надо внимательно следить, как только откроется запись, сразу подавать заявление.

Самое правильное — обратиться с вопросом про зачисление в то учреждение, куда вы собрались, они обязаны подробно ответить на все ваши вопросы (если они знают).

11. Без прохождения тестов Векслера и Лейтера как аргументировать психиатру необходимость программы 8.3, а не 8.4? На какие навыки и знания опирается психиатр при разграничении легкой степени УО от более тяжелых степеней?
Ответ: к сожалению, при наличии аутизма правильно определить уровень УО достаточно сложно. Если вы не согласны с тем, что говорит психиатр, ваше право — аргументировать свою позицию, опираясь на мнение специалистов, работающих с ребенком, их клинические наблюдения. Также важно ваше мнение — не менее важно, чем мнение психиатра, который видит ребенка, возможно, вообще в первый раз. Постарайтесь хорошо подготовиться к приему психиатра. Заключения всех специалистов, характеристики из образовательных учреждений, также можно пройти пройти скрининговый тест АТЕС. В родительской среде используется этот тест для определения, есть ли у ребенка аутизм, хотя его так использовать нельзя, он предназначен для определения динамики. Еще его применяют для того, чтобы оценить степень нарушения в разных областях, выявить дефициты, понять, чего ребенку не хватает. Я вам рекомендую распечатать его перед приемом у психиатра и принести с собой, для того чтобы структурировано по блокам рассказать, что ребенок может, в чем у него позитивная динамика. Это ваш надежный аргумент при общении с психиатром, можете его приобщить к карте.

Тест АТЕС лежит у нас на сайте в электронном виде, его можно заполнить онлайн и распечатать.

Если у вас не получается договориться с этим психиатром, вы всегда можете опротестовать его заключение, либо сменить этого врача. В ПНД можно сменить психиатра заявлением, либо сменить медицинское учреждение. Это вы выбираете врача, а не врач выбирает вас. Если есть потребность в альтернативном мнении, серьезном обследовании, можно обратиться в Научно-практическом центр детской психоневрологии на Мичуринском проспекте, 74. Чтобы туда обратиться, вам понадобится направление районного невролога.

Если мы говорим про образование, общее правило было такое — программу стараемся дать выше, чтобы ребенок попытался с ней справиться, а понизить мы всегда успеем. Еще раз обращу ваше внимание, что и понизить, и повысить программу можно в любой момент. Все это делается через психиатра, потом ПМПК. ПМПК напишет то, что в заключении психиатра.

12. В заключении ПМПК прописаны логопед, психолог, дефектолог. Школа организует коррекционный курс ФПК в количестве 2 часов в группе, который ведет дефектолог. Психолога не предоставляет. Права ли школа?
Ответ: Если мы говорим про количество коррекционных часов, которые положены по программе 8.3, то там у нас положено не менее 10 часов коррекционных занятий по учебному плану в неделю. Все АООП содержат учебный план, не менее 21 академических занятий и 10 часов коррекционных занятий. Распределение часов: или это индивидуальные, или в малых группах, или парные — это все в введении ППК. Если мы с чем-то не согласны, идем на ППК, там обсуждаем подробности. Если не устраивает количество часов, всегда можно написать заявление. Это не наша задача — аргументировать с законодательными тонкостями, наша задача — задать вопрос или попросить. А если не положено, пускай аргументированно объяснят, почему не положено. В данном случае можно ссылаться на требования к реализации АООП и на примерную АООП. И потребовать то, что на ваш взгляд ребенку не хватает. Напомню, что среди 10 часов внеурочной работы не менее 5 часов коррекционной работы, но она может быть распределена — увеличено количество коррекционных часов.

Школа обязана предоставить всех специалистов, прописанных в заключении ПМПК. У каждого из них должна быть рабочая программа, ее могут запрашивать родители, с нею ознакомиться.

13. Когда лучше проходить ПМПК перед школой для определения программы?
Ответ: В ЦПМПК довольно большая очередь, более того — во всех медицинских учреждениях тоже очереди. Поэтому лучше начинать оформление всех необходимых документов прямо сейчас, как раз к январю-февралю они будут готовы.

14. Какие госучреждения видят диагноз ребенка, который поставили в центре Сухаревой?
В центре Сухаревой есть такая возможность: написать заявление, что вы просите не передавать данные о диагнозе ребенка никому и просите не вносить их в системе ЕМИАС.

Я не думаю, что это большая беда — когда этот диагноз видят остальные врачи. Это может понадобиться, когда врачу нужно написать заключение врачебной комиссии, опираясь на диагноз. Тогда этот диагноз в карте должен быть. Можно в бумажном виде принести заключение из центра Сухаревой, и попросить на основании него написать заключение ВК.

15. Замена психолога на дефектолога, вот в чем вопрос?
Ответ: Здесь речь идет не о квалификационных требованиях, а о том, справляется ли конкретный человек с этой задачей или нет. В данном случае я бы не стала подходить формально, а подходила бы с точки зрения того, насколько успешно решается данная задача. Если коммуникативные навыки нарастают, дети начали друг с другом коммуницировать, то задача решается. А если не получается, то вопрос не в замене психолога на дефектолога и обратно, а тогда речь идет о квалификации специалиста. Если задачи, поставленные на консилиуме, не выполняется, речь идет о смене специалиста на того, кто сможет решить данные задачи.

16. Учимся 1 класс по программе 8.2. Индивидуальной программы на сегодня нет, говорят, что есть общий план адаптированного материала, но его нет, дети учатся по обычным учебникам, как быть?
Ответ: Первое, что мы делаем — пишем заявление на создание специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК на 2022-2023 гг, дата, подпись, регистрируем в канцелярии директора комплекса. Следующее — пишем заявление на присутствие на ППК. Консилиумы должны проводиться несколько раз в год, минимум 3. Первый на входе, когда начинается учебный год, проводится диагностика ребенка, вырабатывается рабочий план специалистами. Следующий консилиум в середине учебного года, где проверяется, правильно ли подобрали цели и методы обучения ребенка. В конце года оцениваются получившиеся результаты. Консилиумов может быть больше трех, инициаторами консилиумов могут быть родители. Это хороший инструмент.

Можно написать заявление с просьбой предоставить родителям для ознакомления АООП в соответствии с заключением ЦПМПК. Для того, чтобы школа озаботилась тем, к чему они сами должны апеллировать.Очень часто бывает так, что до запроса никакого документа нет. Также можно запросить заключения предыдущих консилиумов по вашему ребенку. Возможно необходимо заявление о разработке индивидуального учебного плана. Потребовать адаптации материалов для вашего ребенка — выше мы об этом уже говорили.

Уточнение: Класс 11 чел все по 8.2

Могут быть адаптированы как материалы и учебные пособия, так и контрольно-измерительные материалы, обо всем этом подробно говорится в цикле лекций, приведенных выше. Заявление о том, что вы просите адаптировать материалы в соответствии с требованиями к АООП, которые есть вот здесь.
(Приложение N 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра).

Скорее всего ваш педагог об этом всем не знает, лучше всего с ней этим всем поделиться, чтобы она знала, на что опираться и чем руководствоваться.

Очень полезный документ вот этот: «Стандарт образования детей с ОВЗ».
В нем есть пошаговый алгоритм действий образовательного учреждения или родителя в разных ситуациях обучения детей с ОВЗ, там есть образцы всех документов, которые нужны для того, чтобы учить детей с ОВЗ по закону.

17. Как оформить дополнительный выходной день для ребенка, какие могут быть для этого основания?
Ответ: Технически это может быть сделано разными способами, можно перевести на очно-заочную форму обучения, и произвести оформление одного заочного дня.

Иногда можно использовать заявление родителей на предоставление дополнительного выходного в школе в связи с тем, что он соматически ослаблен, можно его провести через ППК.

Обсудить со школой можно разные варианты. Раньше была медицинская справка о щадящем режиме обучения, но сейчас она ничего особо не дает.

18. В центре на Мичуринском используют ЕМИАС? Обращалась туда, боюсь, что будут опираться на него, а не на свое мнение.
Ответ: Сложно сказать, перевели их или нет, этот процесс начали, но к чему он привел, неизвестно. Можно потребовать, чтобы этот диагноз скрыли и убрали из системы. Такое письменное заявление написать всегда можно и нужно. Будет ли это результативно, зависит от многих параметров.

19. Как организовано тьюторское сопровождение в школе?
Ответ: Дети с ОВЗ, и особенно дети с РАС, очень нуждаются в индивидуализации маршрутов образования. И эта индивидуализация может достигаться разными способами. Это может быть объединение детей с похожими дефицитами в один малокомплектный класс, это может быть общий тьютор для таких детей, это может быть индивидуальный тьютор у каждого из них. Это обязательно должна быть адаптация учебных материалов. Это может быть составление индивидуального учебного плана. Тут возможны различные способы подстраивания системы, чтобы она была эффективна для детей с ОВЗ. И вопросы о тьюторах возникают чаще всего.

Посмотрите, пожалуйста, наш совместный с ФРЦ вебинар о тьюторах — там освещены все вопросы, касающиеся тьюторов.

Когда никак не получается найти тьютора через школу, можно привлечь тьютора самостоятельно со стороны, тогда он заключает со школой волонтерский договор и сопровождает ребенка.

20. Где искать тьютора? Школа готова взять на баланс, но не готова сама искать.
Ответ: В таких случаях мы рекомендуем обратиться к тому администратору, с которым у вас хороший контакт, составить текст объявления без указания номера школы, с примерным районом поиска, и разместить на хедхантере. И родители ищут их там и находят, предложений по тьюторам больше всего именно там. Вы можете помочь школе, разместив предложение о работе от своего имени, и потом перенаправить кандидатов уже непосредственно в школу.

21. Тьютор должен иметь понимание в ПАП?
Ответ: Тьютор, чтобы справляться с детьми с поведенческими нарушениями, с эмоционально-волевыми нарушениями, должен иметь базовые представления о Прикладном анализе поведения (АВА). В профстандарте эти навыки упоминаются, но на практике в большинстве случаев это не так. Практически всех тьюторов приходится доучивать. Так что — должен-то он может и должен, но на самом деле все очень по-разному.

Здесь мы будем брать на работу человека, который подходит формально под требования, предъявляемые к нему образовательным учреждением на основе всех нормативных документов, но мы понимаем, что мы в идеале должны добиться, чтобы хоть какой-то курс ПАП человек прошел и понимал, как взаимодействовать с такими детьми.

22. Если уже написано заявление о передачи диагноза родителем, можно ли его отозвать? Чем это чревато для ребенка?
Ответ: Любой документ может быть отозван. После любого заявления вы можете написать следующее, в котором укажете, что вы передумали, и теперь мы делаем так.

23. Если школа не даёт тьютора личного, но и моего не разрешает, можно решить этот вопрос? Ребенок плохо говорит.
Ответ: если ребенок нуждается в сопровождении, добиться тьютора можно.
Тьютор может быть предоставлен любому ребенку: с инвалидностью и без, с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и без него.

Чтобы получить помощь тьютора:
1. запросите характеристику на ребенка в образовательном учреждении, можете не уточнять, для чего она вам нужна. Или можете сказать, что она нужна вам для ПМПК. И это будет чистой правдой, потому что с этой характеристикой можно обратиться в ПМПК. Характеристика чаще всего будет содержать те самые пункты, которые вы возьмете как аргументы для организации тьюторского сопровождения. Там будут отмечены все дефициты и сложности, которые и будут основаниями для того, что вашему ребенку необходим индивидуальный тьютор.
2. на основе характеристики напишите заявление о предоставлении тьютора в детском саду или школе.
3. Вы также можете предварительно или одновременно с подачей заявления обратиться в ПМПК и получить соответствующую запись в заключении.
Чтобы разобраться, чем занимаются тьютор и ассистент и зачем они нужны ребенку, посмотрите наш вебинар о тьюторском сопровождении и прочитайте разъяснения Министерства просвещения России.

И в заключение:

Хочу адресовать вас к боту в телеграме, который мы создали с коллегами вам в помощь: @contact_autism_bot
Если вы пока не в телеграме, очень рекомендую вам его установить. Бот умеет отвечать на те вопросы, которые вы мне задавали. Попробуйте его использовать, если он каких-то ответов еще не знает, оставляйте их в боте, постепенно все эти вопросы получат ответы.
Наша телеграм-группа.
Наша «Родительская приемная».