Предложения в Минпросвещения РФ
8 февраля 2021
Уважаемые коллеги!
Региональная общественная организация помощи детям с РАС «Контакт» на основании обращений родителей из различных субъектов РФ обращается к вам с рядом предложений:
1) Просим организовать встречу рабочей/экспертной группы при Министерстве просвещения РФ, посвященную вопросам организации учебного процесса по моделям «ресурсный класс» и «автономный класс». Сейчас обе модели остро нуждаются в дополнительной правовой регуляции и поддержке.
Отметим, что первый шаг в поддержку модели «ресурсный класс» уже сделан: Министерство образования и науки РФ выпустило Письмо от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации», в котором рекомендует применение этой модели в регионах.
Организация указанной выше встречи позволило бы нам осветить ситуацию с практикой применения этой модели и предложить варианты решения проблем, возникающих при реализации модели “ресурсный класс” в настоящее время.
Однако вместе с этим модель “автономный класс” до сих пор не имеет нормативно-правовой базы, и встречается с существенными трудностями во внедрении.
Как модель обучения детей с аутизмом, автономные классы:
● эффективны с педагогической и экономической точек зрения;
● опираются на применение прикладного анализа поведения (далее — ПАП) в соответствии с последними Клиническими рекомендациями «Расстройства аутистического спектра у детей», одобренными 17 июля 2020 года Научно-практическим советом Министерства здравоохранения РФ;
● уже успешно применяются в образовательной практике Москвы и ряда других регионов;
● адаптированы под российские реалии;
● удовлетворяют запросы и требования как родителей детей с аутизмом, так и государственных образовательных организаций.
Мы, как организация, и наши коллеги из образовательных учреждений и НКО готовы принять участие в научном обосновании методов обучения и коррекции нарушения развития детей с расстройствами аутистического спектра, применяемых в модели “автономный класс”, и разработке соответствующего пособия об особенностях организации образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, функциональных обязанностях кадрового состава специалистов, организационно-методических вопросах и материально-техническом обеспечении автономного класса.
2) Просим поддержать внедрение ПАП в образовательные практики путем выпуска соответствующих рекомендаций и включения ПАП в программу переподготовки и подготовки всех категорий педагогических работников. В настоящее время ПАП используется во всех успешных кейсах реализации ресурсных и автономных классов и является незаменимым инструментом образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (далее — ООП).
При этом ПАП внедряется в образовательных учреждениях в основном силами родителей и НКО несмотря на то, что знание основ ПАП и практическое применение этих знаний предусмотрены пунктом 3.6.1 профессионального стандарта “Специалист в области воспитания” (т.н. тьютор), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. No 10н.
3) Просим также включить в план рабочей/экспертной группы при Министерстве просвещения РФ следующие задачи и вопросы:
3.1. Разработку алгоритма взаимодействия органов исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений, педагогических специалистов и родителей детей с ОВЗ, при организации учебного процесса по моделям “ресурсный класс” и “автономный класс” в государственных образовательных учреждениях;
3.2. Разработку и определение четких критериев для назначения индивидуального тьюторского сопровождения детям с ООП с целью устранения затруднений и противоречий, вытекающих из существующих писем и разъяснений по данному вопросу и ведущих к нарушению прав детей с ООП на образование;
3.3. Организацию регулярного мониторинга качественных и количественных показателей функционирования моделей «ресурсный класс» и «автономный класс», а также иных форм образования для обучающихся с РАС на территории РФ, а также разработку критериев указанного мониторинга;
3.4. Проведение Министерством конференции по обмену практикой реализации моделей «ресурсный класс» и «автономный класс», а также иных форм образования для обучающихся с РАС на территории РФ с привлечением НКО, обладающих опытом успешной реализации перечисленных моделей организации учебного процесса детей с ООП, в особенности с РАС;
3.5. Изменение структуры заключений ПМПК: вынесение необходимости специальных условий оценивая в отдельный пункт такого заключения. Сейчас специальные условия оценивания входят в блок “другое”, что позволяет школам игнорировать эту потребность учеников с ООП:
— оценивать обучающихся с ООП по «цензовым» программам, также как и их обычных сверстников, и\или
— решать, что обучающиеся по адаптированной программе не могут быть оценены на «пять».
Принятие школой подобных решений создает давление на семьи обучающихся с ООП, направленное на снижение уровня их образовательной программы, вытеснение их на семейную форму обучения и т.п.;
3.6. Организацию межведомственной рабочей группы (вместе с Министерством здравоохранения РФ) по выработке общих критериев определения уровня умственной отсталости и ЗПР, а также по верификации методов определения этих статусов и четкого соотнесения с ними адаптированных программ обучения. В настоящее время каждый второй случай понижения или повышения уровня образовательной программы требует принятия решений, скоординированных на межведомственном уровне, и урегулирования Министерством возникающих при таком
понижении/повышении вопросов;
3.7. Организацию и проведение мониторинга, исследований и разработки мер в отношении массового нарушения прав на образование детей, имеющих ментальные, эмоционально-волевые или поведенческие нарушения (и соответствующие ООП), но не имеющих диагноза ЗПР, УО или
аутизм (а также иных, упомянутых во ФГОС ОВЗ). В настоящий момент во всех регионах РФ таким детям отказывают в выдаче заключений ПМПК, ссылаясь на отсутствие во ФГОС ОВЗ таких программ. Соответственно, такие дети не получают необходимых им специальных
образовательных условий и адаптированных программ, вытесняются системой образования вовне, и не получают должного образования;
3.8. Организацию работы с территориальными (региональными) подразделениями ПМПК в части соблюдения требований Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. No Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации» (а именно: о выдаче заключений по форме в строгом соответствии с Приложением 3 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/#13000). Данное требование обусловлено тем, что в ряде регионов РФ установилась практика оформления заключений ПМПК не по утвержденному стандарту, а согласно “местным обычаям”. Это существенно осложняет сбор документов для перевода ребенка с ОВЗ (ООП) в другое учебное учреждение в другом регионе при смене семьей места жительства;
3.9. Разработку критериев и процедур мониторинга оценки обучения детей по нецензовым программам, поскольку зафиксированы многочисленные факты ненадлежащего обучения государственными образовательными учреждениями детей по таким программам;
3.10. Разработку модель расчета региональных рейтингов образовательных учреждений, учитывающих вклад учреждений в работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью, а также реализацию инклюзивных программ. Существующая, например, система рейтингов в Москве вообще не учитывает работу с детьми с ОВЗ, не учитывает и, соответственно, не способствует развитию инклюзии.
3.11. Организацию заседания экспертного совета, где будет рассмотрен вопрос о контрольно-измерительных материалах. В управленческой, педагогической и родительской среде эта тема вызывает огромные вопросы и противоречия.
3.12. Организацию заседания экспертного совета по теме адаптации материалов к урокам. В связи с тем, что адаптация материалов также в очень большой степени сейчас осуществляется родительским сообществом (особенно это касается детей с РАС). Педагогам общеобразовательных школ, в силу отсутствия опыта работы с детьми с ОВЗ и отсутствия надлежащей методической поддержки, а также нехватки кадров (в ряде случаев, например, адаптация могла бы лечь на плечи тьюторов) сложно самостоятельно адаптировать материал. Родители восполняют этот пробел своими силами, и довольно успешно. Положительный опыт здесь также готов к распространению и внедрению. Просим ознакомиться с ним, и содействовать в распространении.
3.13. Организацию дополнения и расширения нормативно-правовой базы, позволяющей увеличивать количество коррекционных классов для обучающихся с ЗПР и УО (чтобы обеспечить шаговую доступность для детей с ОВЗ (ООП). На текущий момент родители в регионах испытывают огромные трудности в связи с отсутствием таких классов в достаточном количестве Такие классы нужны практически в каждой общеобразовательной школе, коррекционные школы переполнены.
3.14. Организацию заседания экспертного совета по вопросам обучения ребенка по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Школы по-прежнему не просто отказываются её разрабатывать, а настаивают на оформлении ребенка на семейную форму обучения, чтобы снять с себя всякую ответственность за образование ребенка, при этом никакой материальной компенсации родителю не предусмотрено в большинстве регионов страны.
Предлагаем рассмотреть вопрос об обязательной региональной денежной компенсации родителям детей с ОВЗ, находящихся на семейном обучении. А также рассмотреть вопрос об организации коррекционной поддержке детей и методической поддержки для родителей, чьи дети с ОВЗ находятся на семейной форме обучения.
Просим учесть наши предложения по совершенствованию системы семейного образования:
— Минпросвещения РФ совместно с Минфином РФ рассмотреть возможность выйти с инициативой в адрес Госдумы РФ с предложениями по внесению в ФЗ No 184 от 06.10.99 соответствующих изменений, касающихся порядка выплат компенсаций родителям, избравшем семейное образование, и учителям, осуществляющим итоговые аттестации для детей, обучающихся по этой системе;
— Минпросвещения России рассмотреть возможность организовать учет и контроль за деятельностью региональных образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей инвалидов, в первую очередь детей с ментальными нарушениями. А также организовать мониторинг личных дел детей, обучающихся по системе семейного образования.
3.15. Данные опросов показывают, что среди 10 тысяч опрошенных родителей, травле подвергались более 50% их детей. С учетом международного опыта мы видим, что эффективным способом решения проблемы буллинга для детей как с особенностями развития, так и их нейротипичных сверстников является программы целевых мер. И одной из наиболее эффективных программ считается программа «Kive», разработанная министерством образования Финляндии. Эта система мер направлена на формирование навыков конструктивного реагирования на конфликты, снижения числа ситуаций с агрессивными реакциями, оптимизации межличностных отношений, развитию толерантности. За первый год работы программа позволяет снизить степень проявления буллинга на 80 %. На сегодняшний день программа успешно работает в 17 странах мира: Финляндии, Норвегии, Дании и других. Предлагаем рассмотреть вопрос о поддержке и внедрении этой и других антибуллинговых программы со стороны государства.
В целях успешного разрешения вышеприведенных вопросов и задач, предлагаем также включить в Рабочую группу представителе Департамента образования города Москвы (Городского психолого-педагогического центра), ЦПМПК города Москвы, а также специалистов Министерства здравоохранения, в том числе Директора крупнейшей в стране профильной больницы — ГБУЗ города Москвы «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы» Бебчук М.А., а также представителей проекта “Травли.Нет”.
Предложения в Минпросвещения РФ от РОО помощи детям с РАС Контакт.pdf