Давайте сверим часы!

Развитие представлений и ориентировки во времени.

Автор: Полина Богорад

Лента времени, незаменимая при изучении истории, для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста может использоваться как визуализация времени.

Рекомендованные события: мой день рождения, я пошёл в сад, дни рождения, свадьбы и смерти ближайших родственников, важные семейные события. Организации такой ленты можно выделить отдельную стену, на которую и будем наклеивать фотографии. Всё беседы на тему истории семьи можно сопровождать отметками на ленте. Вот когда родился дедушка, а вот — когда был Пётр I, а вот — когда динозавры.

Календарь

Больше календарей, хороших и разных:
1. Вечный календарь

timer

 

 

 

 

 

На нём нужно руками переставлять и дату, и день недели, иногда месяц и год.
Но чтобы с ним работать, нужен электронный календарь, например, на смартфоне.

timer

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Электронный календарь

3. Отрывной календарь

timer

 

 

 

 

 

 

 

4. Календарь с окошком

timer

 

 

 

 

 

 

 

5. Календарь погоды. На нем можно не только отметить дату, но и время года, температуру, погоду.

timer

 

 

 

 

 

 

 

6. Календарь чистки зубов даст представление не только о днях недели и месяцах, но и о частях суток.

timer

 

 

 

 

 

 

 

В работе с этой областью математических представлений необходимо постоянство. Важна ежедневная работа с календарём и всеми видами расписаний. Необходимо фиксировать разные временные отрезки и создавать прочные ассоциации с разными временами года, месяцами, днями недели, частями суток.

Очень хорошо рассматривать год как круг.

В «круглый год» нужно играть круглый год. Составлять «кружок» из половин или четвертинок.

Месяц — это маленький кусочек торта или пиццы (кто что больше любит), но и его можно порезать на 4 недельки, а каждый из этих тонюсеньких секторов можно порезать на ещё семь.

Сразу можно наложением или приложением сравнивать по величине день, неделю, месяц, сезон, год; раскладывать от большего к меньшему, от меньшего к большему.

А век, кстати, это 100 круглых блинчиков, толстенькая пачка.

Потом будет проще объяснять исторические интервалы на стопках книг (там количество листов пронумеровано).

Можно даже показать наглядно эру. Если в этой комнате книги стоят от 0-го до 2020-го (в среднем 15-20 обычных книг), а все, что до н.э. (до нашей эры), — за стенкой. И первая книга до н.э. стоит вплотную к общей стене, а вторая — после неё, но не вправо, а влево.

Так мы отвлеклась, возвращаемся к играм в «кружочки».

Всё моторные операции с маркированными цветом или картинками секторами или просто подписанными обязательно нужно сопровождать речью. Ребёнок может не мочь произнести слова, но может выполнить инструкции: сложи, возьми, положи. Опираясь на способность собрать круг из секторов, можно предлагать море разнообразных заданий. Если можно подключить самостоятельную речь ребёнка, это необходимо сделать. Если можно подключить соотнесение с подписями, это нужно сделать. Если можно подключить нумерацию и порядковый счёт, это нужно сделать. Если можно к действиям подключить все эти компоненты, это нужно сделать.

Символические жесты, ассоциация с сезоном, опора на количество прыжков (месяцы в сезоне), шагов (недель в месяце) хлопков (дней в неделе) — можно использовать все.

То же самое потом нужно будет делать с циферблатом, чтобы сформировать понятие «полчаса», «без четверти». Собирать круги из 12, 4 частей, забирать половину и т. д. На своём «круглом годе» можно отметить важные праздники: Новый год, день рождения, дни рождения близких и другие семейные ежегодные праздники. Символически можно обозначить сезоны, добавить картинку.

Мне очень нравится использовать основные цвета по прямой ассоциации образа. Зима — синий или белый, весна — зелёный, как первая трава и листочки, лето красное…Лето красное будет со мной…. Как цветы и ягоды, осень жёлтая, как листья. А месяца обозначать от светлого к тёмному в рамках основного цвета. От бледно-голубого до сизо-фиолетового, от нежно-салатового до бутылочного, от розового до бордового, от жёлтого до рыже-коричневого.

timer

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В шкафу одежду можно повесить на соответствующие по цвету вешалки или прикрепить к вешалкам символы. Коробки с обувью тоже можно маркировать. Важно это делать вместе с ребёнком, тогда эти символы и опорные цвета будут нести с собой смысловую нагрузку.

Дни недели хорошо представлять как радугу. Если есть желание красный ассоциировать с выходным, то красный или воскресение или суббота.

Части суток — это тоже представление о времени. Идея с освещённостью лично мне не очень нравится. Летом всё время светло, зимой всё время темно. Опять в ход идут четверти. Сутки делятся на 4 части по 6 часов. И, конечно, нужно связать это с делами ребёнка и лучше со значимым. Если ребёнок хорошо и с удовольствием ест, то самый простой путь: утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин, ночь — голодный сон. Но если для ребёнка еда не значима, то привязки нужно летать другие (прогулка, игры на планшете, ванна с пеной, что-то любимое из режимных моментов).

Всё цепочки нужно учить осознанно, в процессе деятельности, но можно дополнительно и закреплять отдельно, как числовой ряд:
Зима — весна — лето — осень
Январь….декабрь
Понедельник — вторник — <…> — воскресенье
Утро — день — вечер — ночь
1 — 2 — <…> — 24
5 — 10 — 15 (счёт пятёрками будет нужен позже для ориентировки по часам)

Также как и со счётом: прямая последовательность, обратная, в интервалах. Искать соседей, то что между и т. д., как и с числовым рядом.

clock

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это очень важно! Научить ориентироваться по часам можно, это не сложно, а сформировать представление о мерах времени намного сложнее.

Говорите правду, понятную правду. Скоро, давно, поздно… Это все КОГДА? Но только правду. Если через 5 минут, то это не 15. Ребёнок просит минуточку, значит, ту минуточку, которая 60 секунд, а не до тех пор, пока закончится беседа по телефону.

Очень помогают таймеры, визуализирующие время, секундомер и даже кукарекающие часы с птичками.

timers

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы решили сформировать представление о часе? Тогда весь период бодрствования нужно напоминать, когда прошёл час. Через 3 недели этой милой «занудной» игры у ребёнка будет сформировано представление о том, что можно успеть за час. Все игры про то, что можно успеть за временной отрезок, работают.

time

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вы помните, когда мы говорили про круглый год, было дополнительно отмечено, что необходимо учиться манипулировать с секторами круга, чтобы понять, что такое пол (половина), четверть (без четверти), целый круг.

Все эти игры полезны и для развития способности ориентироваться по часам.
На самом деле циферблат — это бесконечно повторяемая числовая прямая со шкалой, на которой одно и то же сечение, может обозначать разное. Зависит это разное от инструмента измеряющего — стрелки и её скорости. Что же нужно? Понятия быстро-медленно, быстрее-медленнее. Но об этом мы тоже говорили, когда учились придумывать, что можно сделать за 5 секунд, а что за час. В идеальном варианте нужно отдельно осваивать каждую стрелку. Это не сложно. Просто все остальные нужно снять в этот момент. Чаще всего начинают учить с часовой. Это логично. Но если мы говорим не о научении, а о развитии способности, лучше выбрать секундную. Следить проще. Можно засекать на таймере минуту.
Ставить рядом песочные минутные часы. И следить. Она бежит так, что и считать сложно. Несётся.

Продолжаем говорить про циферблат.
Циферблат — это бесконечно повторяемая числовая прямая со шкалой, на которой одно и то же сечение, может обозначать разное. Зависит это разное от инструмента измеряющего — стрелки и её скорости.
Двигаемся дальше.

Множество игр есть с часовой стрелкой (минутную просто сняли). Выставлять время по устной инструкции, как на других часах, как на электронных часах, по письменной инструкции числом или прописью, называть и т.д.

Важные секреты: сразу связывать (даже имея на циферблате подсказки) формулировки: один час ночи, 13 часов дня, 19 часов вечера и т. д. На часах может быть цветовая разметка на части суток, второй ряд от 13 до 24.

clock

clock

 

 

 

 

 

 

 

Важно выставлять, указывать и называть время не только ровно, но и между. Напоминаю, мы все ещё играем без минутой стрелки. Ровно 4 часа ночи, между четырьмя и пятью часами ночи. Очень часто этот этап пропускают и в дальнейшем, ориентируясь по часам, сложно назвать время, так как часовая уже не на четвёрке, но ещё и не на пятёрке. Паника-паника! Кроме этого обязательно учиться указывать, выставлять и называть время «час назад», «через час», «прошло три часа». Важно научиться действовать как на числовой прямой, считать интервалы, а не насечки.

time

 

 

 

 

 

 

 

Помните, в самом начале мы выставляли таймер на весь период бодрствования на каждый час, чтобы почувствовать временной интервал.

Продолжаем углубляться в игры с циферблатом.

Поговорим о минутах.

Если все предыдущие шаги были пройдены, то можно переходить к самому сложному: половина шестого, без четверти семь, четверть пятого. Это самые сложные формулировки, их необходимо отработать в ходе практических игр и упражнений с секторами круга. Определить цвет минутного циферблата (стрелка, части круга и числовые интервалы должны быть этого цвета).

clock

 

 

 

 

 

 

 

Вот нам и пригодится счёт пятёрками для ориентировки по часам. Игры и упражнения также, как и со счётом: прямая последовательность, обратная, в интервалах. Искать соседей, то что между и т. д., как и с числовым рядом. 0 — 5 — 10 — 15 — 20 — 25 — 30…-60
Отрабатывать по секторам.
Вроде бы мы поговорили о многом, но не обо всем.

Важно!!! Работать в параллели в электронным циферблатом, не забывать про «хвостики» в наименовании времени (2 часа ночи, 14 часов дня и т.д.) Когда речь идёт о сопоставлении часто можно применить простые и известные всем дидактические игры: лото, домино, мемори. На поле обычные циферблаты, на карточках электронные. На домино с одной стороны один вариант, на другой стороне второй вариант. Парные картинки тоже прекрасно подойдут.

И в завершение хочется напомнить, как важно, чтобы в процессе познания человек мог сам делать открытия.

clock

 

 

 

 

 

 

 

Творите и мастерите: песочные часы, текучие часы, солнечные часы…

Полезные ссылки:
1. Видеоролик Представление о времени: Мастерим часы
2. Статья Как учить ребёнка с аутизмом концепции времени
3. Мастер-классы Представление о времени
4. Видеоролик Часы для мам и пап: Режим дня

Скачать эту информацию в формате pdf можно по ссылке.